Текущее время: 27 апр 2024, 18:25
Нравится
 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Дом-интернат № 8— детский дом № 17.
СообщениеДобавлено: 14 мар 2010, 13:19 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 июн 2009, 20:23
Сообщений: 2524
Откуда: Печора
Рекорды: 1
Неюбилейный разговор
Печорское время 10.03.2010


Нине Алексеевне ВИТЯЗЕВОЙ 1 марта 2010 года исполнилось 65 лет. Так записано в паспорте, хотя на самом деле родилась она 8 февраля. Но суть дела от этого не меняется: разве что поздравления с днем рождения Нина Алексеевна может принимать 2 раза в году. Может быть, поэтому разговор у нас получился не совсем юбилейный.

ДЛЯ СПРАВКИ. В Печору после окончания пединститута она приехала в 1965 году. Живет в Печоре уже 45 лет. Столько же работает в системе народного образования. Имеет звание заслуженного учителя Коми АССР, заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения. 10 лет отработала учителем математики в Путейской средней школе, столько же в отделе образования, причем в течение 9 лет она им руководила. 5 лет была директором COLLI № 5, потом возглавила строительство новой школы № 1, впоследствии гимназии. В 1990 году ее назначили директором новой школы. Непростые это были времена, если помните. В 1996 году ее пригласили в управление образования на должность заведующей. Последние 6 лет Нина Алексеевна работает директором дома-интерната № 8, в настоящее время — детского дома № 17.

Она не жила легко и беспечно. Зная ее решительный и волевой характер, ее все время бросали на «прорыв», где нужно быть бойцом, уметь отстаивать свое мнение, добиваться результата. У нее это получалось.

— Жалею, что пришла в детский дом?

— переспросила меня Нина Алексеевна.

— Нет, не жалею... Разве что в первый день, когда увидела, что там творилось, в душе возникло сожаление о сделанном шаге. Но это был миг. Сейчас, когда я вижу плоды нашего совместного коллективного труда, мне приятно, что я тоже что-то смогла сделать. Конечно, нам помогали, особенно И.Е. Кулаков, когда он работал в Госсовете РК. Тогда не было ни одного крупного предприятия в республике, куда бы мы не обращались за помощью.

О ее бойцовских качествах расскажет один небольшой эпизод, хотя в ее педагогической практике таких наберется немало. Это случилось в первый день ее появления в этом учреждении. В коридоре она заметила 15-летнего подростка, который прятал в рукаве куртки полиэтиленовый пакет с клеем. «Может, прекратим это?»

— спросила она, подойдя сзади, как будто приобняв его за плечи, пытаясь в это время выхватить у него пакет. А в голове стучало одно: «Если не отберу пакет, я буду для них никто. Я должна его взять!» За происходящим молча наблюдала невесть откуда взявшаяся толпа подростков. После недолгой борьбы пакет оказался у нее в руках... Свой первый бой она выиграла.

— Нина Алексеевна, как-то ощущаете свои 65?

— Могу сказать, что своего возраста я не чувствую, а вот время чувствую: оно стало другим. Если говорить о демократии, то 25 лет назад ее было больше, чем сейчас, как парадоксально это ни звучит. Я имею в виду следующее: тогда я могла открыто высказывать свое мнение и не бояться того, что завтра я уже не буду работать. Мне в жизни всегда нравились смелые люди, которые имели собственное мнение и смелость его высказывать. Сейчас я прихожу к выводу, что мнение отдельного человека никого не интересует и ничего не значит.

В мою бытность руководителем было иначе: если на совещании все молчали и никто не высказывался, меня это настораживало. Тогда я старалась создать такую ситуацию, чтобы люди заговорили. Ведь все мы вместе и каждый в отдельности заняты одним делом — воспитанием и обучением детей. И мне важно было знать мнение своих сотрудников.

— Пресловутая реформа школы, современного образования как-то затронула ваш детский дом?

— Она нас не коснулась. У нас иное направление: стремиться к тому, чтобы определять наших детей в семьи (приемные, патронажные) под опеку и т.д. Я только «за», но готовы ли семьи к приему наших воспитанников? Ведь самое страшное в том, что их берут, а потом возвращают. Таких «возвращенцев» у нас уже 9. Обычно берут дошкольников или учащихся начальных классов, а привозят обратно, когда ребенок достиг переходного возраста.

Почему такое происходит? Оказывается, дети перестают слушаться приемных родителей, не желают учиться, уходят из дома. Одним словом, взрослые люди с ними не справляются, а ведь таким детям нужно уделять очень много внимания: каждый из них пережил немало горя, у них у всех так или иначе нарушена психика. Я всегда говорю, что работа в детском доме намного сложнее, нежели работа в школе.

— В чем причины фактов негативного поведения воспитанников школ-интернатов и детских домов? Как вы прокомментируете печально известный факт вскрытия вен учащимися детского дома в Ижевске?

— Они лежат на поверхности. 78 процентов воспитанников этих детских учреждений страдают психоневрологическими заболеваниями. Этих детей матери недолюбили, недоласкали. Это не я говорю, а наука. Воспитывать ребенка необходимо, пока, как говорит народная мудрость, он лежит поперек лавки, а дальше идет процесс перевоспитания. Почему так происходит? Основная причина — пьянство и асоциальный образ жизни родителей. Практически все наши дети из пьющих семей.

У нас был мальчик. Поступил к нам в возрасте 15 лет. На первый взгляд обыкновенный, симпатичный парнишка, но при этом воришка. Условно он уже был осужден за воровство. Его отец никогда не работал, но деньги на выпивку находились. Мать выпивала с ним вместе. Что ребенок видел в детстве? Какой пример со стороны родителей? Воровство стало его страстью. В результате в настоящее время он отбывает срок наказания в колонии.

Как правило, подобные правонарушения происходят у ребят в переходном возрасте, особенно в летний период: они воруют телефоны, велосипеды, одним словом, то, чего у них нет, а хочется. Спрашиваешь у такого нарушителя: «Зачем взял?» Отвечает: «На велосипеде хотел покататься!» Поэтому, чтобы они не воровали, у них должны быть велосипеды, лыжи, коньки, всевозможные игры. Нет еще у них такого понимания, что чужое брать нельзя.

— И как вы с этим боретесь?

— Для работы в этом направлении привлекаем все субъекты профилактики, в том числе органы внутренних дел. Большая патриотическая работа проводится в канун празднования Великой Победы. Уже сегодня в фойе можно увидеть большой стенд, посвященный этой дате. Кроме того, у нас всегда хорошо проходят всевозможные праздники, на которые мы приглашаем учителей школ, где учатся наши ребята. Они потом говорят, что здесь дети открываются им с совершенно другой стороны, здесь у них другие лица.

Что касается случая, происшедшего в одном из детских домов г. Ижевска, то у меня к нему двоякое отношение. В свое время я много читала книг писателя Анатолия Приставкина, который сам вырос в детском доме, вернее, сменил не один детский дом. Он сравнивает жизнь в нем со службой в армии. Там дедовщина, и в детских домах она есть. Об этом я думаю постоянно и обращаю внимание на факты ее проявления со стороны и воспитателей, и ребят. Этот вопрос остается со мной всегда. Я не сомневаюсь, что такой Артур Рубинчик найдется в любом детском коллективе, который, являясь авторитетом, сможет принудить остальных к совершению каких— то противоправных действий против администрации учреждения.

Но я далека от мысли, что дети протестовали против каких— то действий директора. Скорее всего, протестовал Артур и подбил на это остальных, чтобы не отвечать одному. Дети, как правило, реагируют не на слова, а на говорящего, если чувствуют его превосходящую внутреннюю силу. Эту науку обретения внутренней силы педагог просто обязан постичь, иначе ему не справиться с этими детьми.

— Каким в вашем представлении должен быть идеальный детский дом?

— Идеальным детский дом никогда не будет, но он может стать для воспитанников родным домом. Педагоги должны знать в лицо и по имени каждого ребенка, чтобы он чувствовал, что о нем заботятся. Прежде всего, условия проживания детей должны быть комфортными. Если взять наш детский дом, то у нас в комнатах живут по два человека. За те 6 лет, что я здесь работаю, в нашем детском доме первой в городе открылась сенсорная комната (для отдыха и релаксации), впоследствии в жилом корпусе — современный компьютерный класс, подарок шефов — ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Благодаря спонсорским средствам мы смогли открыть тренажерный зал, оборудовать спортивную площадку, обновить хоккейную коробку, разработать опытный участок, полностью завершить капитальный ремонт столовой, что совсем немало. Эти результаты стали возможны только благодаря энергичной, слаженной и грамотной работе нашего педагогического коллектива, за что я ему очень благодарна.

Если вернуться к мыслям об идеальном детском доме, то в нем должен быть свой плавательный бассейн, хороший спортивный зал, необходимый комплект спортивного снаряжения (коньки, лыжи, велосипеды). Дети должны иметь возможность свободно распоряжаться тем, что у них есть, а также заниматься в любой спортивной секции за пределами детского учреждения.

В 1980 году я была в турпоездке по Японии. Что меня поразило там больше всего? Каждый японский школьник 2 раза в год должен обязательно проехать и побывать в самых известных и интересных местах страны. Это действительно очень важно — воспитывать патриотизм и любовь к родине не на словах. Они должны ее увидеть, почувствовать, испытать положительные эмоции. Японцы правильно делают, а у нас это все так непросто...

Благодаря спонсорским средствам наши дети за последние 6 лет побывали на Соловках, в Великом Устюге и во многих других местах. Ведь у нас, в России, есть на что посмотреть! Даже в республике есть места, где стоит побывать. Я сама люблю путешествовать и поэтому могу только приветствовать такое времяпрепровождение. Если бы наши дети могли выезжать чаще! Ведь они приезжают из поездок совсем другими! В январе малыши ездили в Ижму С каким восторгом они рассказывали об этой поездке! Старшие ребята на 2 дня ходили на Приполярный Урал. Они вернулись оттуда совсем с другими глазами... Чтобы развивать это направление, а также другие, нужны в первую очередь средства (в идеале бюджетные) и энтузиасты своего дела.

— А как обстоят дела со специалистами?

— По моим наблюдениям, заметен явный спад специалистов вообще, педагогов, в частности. А уж про детские дома и говорить нечего! Таких специалистов никто не готовит. Вот уйдет наша смена, и заменить их будет некем. Молодежь не выдерживает: сколько их приходило — не могут работать с нашими детьми, да еще за такие деньги! Не хватает опыта, терпения, понимания.

На следующий год детскому дому исполнится 50 лет. Сейчас мы все заняты подготовкой к этому юбилею. Собираем материалы, готовим стенды. В городском музее откроется выставка поделок наших воспитанников. Кроме того, сотрудники музея предложили сделать выставку «Один день из жизни детского дома № 17 г Печоры». Надеюсь, это мероприятие пройдет интересно. В работе для меня всегда важны импульс, подъем. Пока я их ощущаю, моя работоспособность — на должном уровне
Тамара ЮРЧЕНКО

_________________
Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"

Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3
������ ��� PR
Besucherzahler hot and sexy russian girls dream to find foreign men for marriage
������� ���������

Fatal error: Call to undefined function nicknul() in /var/www/u0405769/data/www/ya-pechorec.ru/forum/cache/tpl_subsilver2_overall_footer.html.php on line 66