Текущее время: 13 авг 2020, 21:12
Нравится
 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Грибы говорят
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 17:49 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:27
Сообщений: 1129
Откуда: Четвёртое поколение в Печоре
Люди-грибы: особенности чукотской кухни

Изображение

Исследователи долго не могли понять, что за существа изображены на камнях. То ли это люди в странных шляпах, то ли грибы с непонятными ножками.

Удивлению ученых не было предела, когда в 1965 году на Чукотке, в долине реки Пегтымель, впервые обнаружили наскальные рисунки, сделанные чукчами. Поначалу попадались лишь изображения оленей - основного источника пищи у северного народа. Но когда археолог Николай Диков решил заняться этими петроглифами подробнее, то обнаружил среди рисунков совершенно непонятные изображения. То ли людей в огромных шляпах, то ли грибы со странными ножками, похожими на человеческие тела. Подобных рисунков на скалах ученые стали находить все больше и больше.

Все дело в шляпке

Поначалу возникло предположение, что эти петроглифы как-то связаны с инопланетными существами. Ученые, придерживающиеся более прагматичной позиции, пытались найти сходство изображенных предметов с чукчами в национальных одеждах. Но ни тем ни другим так и не удалось хоть как-то научно обосновать свои идеи. Тогда Николай Диков предположил, что это изображения таинственных человеко-грибов. Однако в то время его идея не получила поддержки в ученых кругах.



Так бы и остались очередной загадкой странные рисунки, изображенные чукчами на камнях, если бы в 1999 году известный этнограф Андрей Головнев при более подробном осмотре образов не обнаружил, что у грибовидных фигурок прослеживаются очертания ног, которые переданы замкнутой линией в виде ножки гриба. Эта находка сдвинула чашу весов в пользу гипотезы Николая Дикова. Но зачем и почему чукчи так настойчиво рисовали грибы с человеческими телами, предстояло еще разгадать.

По словам ученого секретаря Института археологии РАН доктора исторических наук Екатерины Дэвлет, "самые ранние "грибные" петроглифы датируются серединой первого тысячелетия нашей эры, а позднейшие - совсем недавним прошлым". Исходя из того, что чукчи на протяжении такого длительного периода рисовали человекоподобные грибы, ученые пришли к выводу, что это непременно связано с древним ритуальным обычаем северного народа.

Чтобы поставить точку в "грибном вопросе", в 2005 году на Кайкуульский обрыв была предпринята научная экспедиция, которую возглавила Екатерина Дэвлет. Исследователи отправились в долину реки Пегтымель с целью собрать максимально полный материал по чукотским петроглифам и изучить историю их происхождения. Место было выбрано не случайно. Как рассказал "Итогам" участник экспедиции Игорь Георгиевский, "Кайкуульский обрыв Пегтымеля издавна был у чукчей чуть ли не единственным местом для переправы через реку. Здесь находится очень удобный брод, через который чукчи перегоняли оленей. Сначала диких, а потом, когда занялись животноводством, то и домашние стада". Соответственно, пережидая ненастья, люди расставляли там свои яранги и жили, пока река не успокоится, некоторые оставались на зимовку.


Середина Кайкуульского обрыва, вид на долину реки Пегтымель. Именно здесь археологи нашли петроглифы с изображением людей-мухоморов.

Споров о том, почему чукчи рисовали на скалах оленей, у ученых в принципе не возникало. "Известно, что северные народы, чтобы умилостивить духов, рисовали оленей на камнях как самой долговечной вещи на земле, - говорит Екатерина Дэвлет. - По их поверьям, такие изображения могли принести охотникам и оленеводам удачу". Но среди более трехсот групп рисунков, найденных за четыре экспедиции Екатерины Дэвлет, около 10 процентов как раз изображали грибных человечков. Зачем? Ответ на этот вопрос и предстояло найти экспедиции.

Живя рядом с чукчами, ученые, конечно же, постоянно контактировали с местными жителями, изучали их обычаи и культуру. "Оказалось, у чукчей существует самый настоящий культ грибов, причем не обычных подберезовиков или опят, а именно мухоморов", - говорит Игорь Георгиевский. Так на одну загадку стало меньше. И что означают пятнышки на шляпках рисованных человечков, теперь понятно. Но почему же они не рисовали грибы как они есть, а придавали им получеловеческий образ?

Уроки рисования

Не секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обрядах использовали психотропные вещества для вхождения в состояние измененного сознания. В том числе различные ядовитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств. Представители народов Севера и Сибири ели в том числе и мухоморы, но для них гриб был в большей степени средством достижения транса - не более того. Так же как вино для европейца или сахарные яства для восточного человека.



Для чукчей же мухомор был чем-то большим. Об этом свидетельствует хотя бы то, с каким усердием и какой ценой они выбивали свои рисунки на скалах. "Когда мы только начали изучать петроглифы, то не было и сомнений, что они сделаны каменными орудиями, - говорит Екатерина Дэвлет. - Ведь своего металла на Чукотке не было вообще. С середины первого тысячелетия он завозился с Амура, а потом из центральных областей России. Если какой- то предмет стачивался, то его не выбрасывали, а применяли для других целей".

Поэтому не могло быть и речи, что ценнейший материал использовался преимущественно для рисования на камнях. Но каково было удивление ученых, когда они провели трасологическую экспертизу и практическое исследование! Эксперименты питерского археолога Евгения Гири показали, что петроглифы наносились именно металлическими орудиями. "Если не жалко было этого драгоценного орудия, то можно себе представить, какую духовную ценность изображениям мухоморов придавали чукчи", - говорит Екатерина Дэвлет.

Раскрыть тайну странных рисунков во многом помогли и сами чукчи. Хотя они очень неохотно говорят с посторонними об обычаях своего народа и никогда ни при каких условиях не рассказывают про духовную сторону своей жизни, но историкам и этнографам удалось выяснить, что люди-мухоморы существуют в мировоззрении чукчей наравне с остальными людьми. Оказывается, что северные народы используют мухоморы с вполне определенной целью. Их едят для общения с предками. "У всех народов развит культ почитания своих умерших родственников. Мы, например, ходим на кладбище по определенным дням в году, - рассказывает Екатерина Дэвлет, - и там, сидя у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. Чукчи тоже не забывают о своих корнях, но процесс общения с предками происходит у них по-своему".



Могилы на Чукотке выглядят иначе. Обычно чукчи укладывают тела усопших родственников в тундре, и их растаскивают дикие животные. Иногда сооружаются каменные коробки в разломах скал. Но к останкам чукчи не ходят. Они посещают умерших в стране предков. По легенде, это большая долина, покрытая льдом из слез усопших людей.

Попасть в эту страну сам человек не может. Его должен провести туда человек-мухомор, который приходит только тогда, когда чукча съедает гриб и погружается в состояние, подобное опьянению. Если у других народов подобные психотропные препараты могли принимать только служители культа, то у чукчей мухоморы были доступны каждому. По словам местных жителей, процесс посещения умерших родственников происходит следующим образом: чукча съедает нужное количество мухоморов. Обычно оно кратно магическому числу 7. (Хотя медики уверяют, что такое количество ядовитых грибов для обычного человека просто-напросто несовместимо с жизнью.) После этого принявший грибы ложится и ждет прихода тех самых людей-мухоморов. Затем грибы "ведут" к желаемому предку. Тот может рассказать ему о своей загробной жизни и ответить на волнующие вопросы. Например, что замыслил дух болезни или дождя.

Кто смел, тот съел

Походы в страну предков - это еще не все, что дают чукчам мухоморы. Как рассказал Игорь Георгиевский, "эти ядовитые грибы присутствуют чуть ли не во всех областях жизни народов Чукотки". Их издревле используют и как лекарственное средство, и как стимуляторы. В эпосе чукчей существует множество легенд про чудо-богатырей и простых охотников, которые, чтобы преодолеть большие расстояния по тундре, принимали грибочки, дающие силу. Раненные зверем или в боях с враждебными племенами чукчи также ели мухоморы в качестве анестезирующего средства. В национальных костюмах чукчей как у мужчин, так и у женщин непременно присутствуют специальные мешочки - аптечки скорой помощи. В них, по преданиям, люди носили порошок из мухоморов.


Чукчи в яранге готовят пищу

Когда этнографы разгадали тайну людей-мухоморов, то, естественно, нашлись и такие, кому захотелось приобщиться к доселе неизвестной культуре чукчей. И, по рассказам как самих экспериментаторов, так и свидетелей, большинство таких попыток заканчивалось, мягко говоря, неудачно. Например, в 2007 году Чукотку посетила большая делегация американских этнографов. Некоторые из них решились отведать чудо-грибов. В итоге все дело закончилось банальным отравлением.

Надо признать, многие исследователи народов Севера пытались повторить ритуальные действия чукчей, но мало кто получил от поедания мухоморов ожидаемый эффект. Кто знает, может быть, на самом деле у этого кочевого народа помимо поверий есть какая-то особенность, дающая им возможность так мирно уживаться с ядовитыми грибами.

ИХ НРАВЫ

Знай меру

Елена Батьянова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:

- У народов Севера существовали своеобразные правила обращения с этим грибом: как его срезать, как искать, как готовить. Весь смысл принятия мухомора состоял в том, что гриб якобы помогает чукчам путешествовать в ином мире, общаться с умершими родственниками. Чтобы вернуться из того мира, надо соблюдать ряд правил. Существует масса легенд, когда люди не возвращались, потому что эти правила нарушали. Интересно, что для людей европеоидной расы токсины мухомора - сильнейший яд.


Мухомор (лат. Amanita)

Карп Трескунов, фитотерапевт:

- Галлюциногенное действие мухоморов связывают с наличием в них иботеновой кислоты. Установлено, что при поедании этих грибов в организме накапливается вещество, которое и оказывает галлюциногенный эффект, активизируя рецепторы в структурах головного мозга. Действие веществ мухомора, вызывающих сновидения, усиливается на естественном фоне так называемых эндогенных снов с характерным для них состоянием организма. В магических ритуалах использовали в основном старые экземпляры грибов, в то время как охотникам племени для повышения их выносливости давали очищенные шляпки молодых грибов.

Источник: itogi.ru

_________________
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И травинка,
И листок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое,
Это всё моё, родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я

http://blogs.mail.ru/mail/igor_dementev1969/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Грибы говорят
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 17:51 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:27
Сообщений: 1129
Откуда: Четвёртое поколение в Печоре
Как царь Горох с грибами воевал?
Иван Пазий

Бога-творца Солнца в разных египетских городах называли по-разному: Птах, Амон, Ра.

В некотором царстве, в некотором государстве разгорелась жестокая война между царем Горохом и грибами. Вас интересует, кто такой царь Горох? Этого, по правде говоря, точно не знает никто. Даже самые обстоятельные справочники пишут: "Горох-царь; при царе Горохе, то есть "в незапамятные времена".

Если события, связанные с этим легендарным правителем, происходили так давно, что утрачен даже смысл поговорки, значит, придется нам окунуться в историю мифологическую, в частности в мифологию Древнего Египта.

Итак, египтяне рассказывают, что в начале всех времен существовал лишь первобытный хаос. Со временем из него поднялся небольшой холм. И появился на этом холме гусь Великий Гоготун и снес там яйцо - не простое яйцо, а волшебное: из этого яйца возникло Солнце. С тех пор образ Солнца тесно связан с представлением о водоплавающей птице. Бога-творца Солнца в разных египетских городах называли по-разному: Птах, Амон, Ра. Иногда даже этот солнечный бог изображался в виде гуся и величался Амон-Ра - прекрасный гусь.

Прародина, в том числе египтян, находилась в центре Северного Ледовитого океана прямо под Полярной звездой. Эту прародину можно увидеть на карте крупнейшего немецкого картографа XVI века Меркатора. В результате природных катаклизмов земля эта ушла под воду - произошел Всемирный потоп. Население погибшего континента стало спасаться на ближайшие земли Евразии и Америки. Похоже, что будущие египтяне высадились в устье Енисея. Тут-то Птах и поселился на первохолме.

Почему я "поселил" египтян в устье Енисея? Дело в том, что сами египтяне свою страну называли Кеме, а древнее название Енисея - Кем. По-видимому, свое египетское название страна получила по реке, в устье которой расположились послепотопные египтяне, "А как же Нил?" - спросите вы. Нилом эту реку назвали греки. Произошло это еще на Севере, где как воспоминание о великом Ниле-Енисее осталась речка Нилятка.

Вот в этом-то заполярном "Египте" развернулись события, потрясшие весь тогдашний мир. Среди потомков Птаха разгорелась жестокая борьба за власть. На престоле в это время находился царь Осирис, сестрой и женой которого была Исида. Их брат, злобный Сет, вознамерился свергнуть Осириса и занять его престол. Для этого он убил Осириса, расчленил его тело и разбросал отдельные части по разным концам страны. Верная жена царя нашла и собрала тело мужа, от которого затем родила сына Гора. Спасаясь от преследований брата, Исида рожала сына в зарослях тростников в местности, называемой Хеммис, что значит населенное место на реке Кем.

Возмужав, Гор в ходе жесточайшей многолетней борьбы отобрал у дяди престол отца и воцарился над Египтом. Слова с корнем "гор" говорят о давности и о дальности событий: "горопты" - давний, давнишний, прежний, старый, древний и т. д.; "горло" - далеко, давно; "горохин - ми" - отправляться в дальний путь, отдалиться. Вот мы с вами и добрались до разгадки тайны царя Гороха, Горох - это бог-гусь Гор, сын Исиды и Осириса, который сначала обитал в устье Енисея, а затем отправился в далекий путь - до самой Африки. И было это давно, в незапамятные времена.

Теперь нам следует решить вторую часть загадки: с какими же грибами воевал царь Горох. Ведь его прототип Гор боролся не с грибами, а с Сетом. Присмотримся к этому антигерою. Для его "опознания" нам придется обратиться к библейским легендам.

Судя по имени, этот "бог чужих стран" был Иосифом. Вспомним его историю. Иосиф доносил отцу на братьев и говорил, что будет царствовать не только над ними, но и над родителями, И позднее, когда его предсказание сбылось, и Иосиф стал важным чиновником в Египте, он, захватив младшего брата Вениамина, не хотел возвращать его отцу.

Примирившись с братьями, Иосиф с разрешения Фараона поселил отца и братьев на самых плодородных землях Египта на северо - востоке дельты. Местность эта называлась Гесем, то есть Земля дождя. Для Египта это название чрезвычайно странное; ведь египетские земли оплодотворяются не дождем, а разливами Нила. Страну Гесем в Египте никто до сих пор не нашел, как, впрочем, и других следов пребывания там библейских персонажей. Точный "адрес" этой страны дал Моисей, говоря о расположении Бога к Иосифу: "Благословенна Яхве его страна дарами небесными, росою и Океаном внизу... и вершинами древних гор". Интересно бы узнать, каким это Океаном благословенна дельта Нила? И какие вершины гор окружают ее? Видимо, и Моисей, и другие библейские повествователи описывают не африканский Египет...

Если мы расположим Гесем в северо-восточной части Енисейского залива, тогда действительно внизу окажется Океан - Северный Ледовитый. Тут же, немного южнее Диксона, поднимаются Ефремовы горы, рядом с которыми протекает Ефремова речка. И носят они имя младшего сына Иосифа Ефрема, которого Иаков перед смертью поставил над старшим братом. Значит, здесь и была земля Гесем.

- Но причем же здесь грибы? - резонно спросите вы.

Попытаюсь здесь ответить на этот вопрос. В древности подлинные имена богов скрывались. Ведь имя было частью души человека и бога, и тот, кто узнавал это имя, мог навредить его хозяину. По-видимому, и Иосифа называли каким-нибудь эпитетом. Возможно, что он был известен под прозвищем Гэрби,что по-эвенкийски означает Известное (Достойное) имя. Та часть послепотопного народа, которая позднее стала славянами, унесла с севера этот эпитет в своем культурном багаже, но в ходе тысячелетий смысл этого слова забылся, и вместо непонятного "гэрби" появилось знакомое "грибы". Так вот и получилось, что жестокая борьба Гора с Сетом превратилась в войну царя Гороха с грибами.

На нашем Севере сохранилось множество следов былого пребывания "египтян". Местные жилища - прообраз египетских пирамид. У эвенков до сих пор существует род Бута, а в современном Египте находится крупнейший религиозный центр Буто - город, подаренный богом Солнца Ра Гору.

Переселяясь с послепотопного пристанища в низовьях Енисея, народы уносили с собой и красочные рассказы о героической борьбе Гора и его матери Исиды против коварного Сета, которого они изображали в образе то гиппопотама, то крокодила. Длинными северными ночами старики рассказывали эти истории в течение тысячелетий.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20013/

_________________
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И травинка,
И листок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое,
Это всё моё, родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я

http://blogs.mail.ru/mail/igor_dementev1969/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Грибы говорят
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2009, 17:53 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:27
Сообщений: 1129
Откуда: Четвёртое поколение в Печоре
 Потребление мухомора у народов севера Сибири
Традиция потребления мухоморов (Аmanita muscaria) хорошо известна у народов северо-востока Сибири. В.Г.Богораз считал, что одурманивающие и возбуждающие свойства мухомора были открыты "туземцами Северо-Восточной Азии" (Богораз, 1991, с.139). В 1787 г. один из членов северо-восточной географической экспедиции наблюдал ее у ительменов: "...вместо вина употребляют грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или лучше сказать бешены до крайности, кой же не потчеваны мухомором, может, по неимению оных, те стараются пить урину от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые" (Дневная мемория...с. 170).
Известно, что потребление мухоморов особенно широко было распространено среди коряков, использовали их также южные тихоокеанские чукчи и группы южных ительменов. Однако и здесь потребление этих грибов в этнографическое время было ограничено тем, что психотропными свойствами обладали далеко не все виды мухомора, к тому же произрастают они только в таежных областях и могут добываться в крайне ограниченных количествах. Но об опьяняющих способностях этих грибов знали практически все обитатели северо-востока Сибири. Даже те группы, которые сами не использовали мухомор, собирали его для продажи своим соседям – тундровым оленеводам.
Чукчи использовали мухомор чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков был распространен обычай, когда женщина разжевывает гриб и отдает мужчине проглотить жвачку (Богораз, 1991, с. 139-140). Отметим, что на северо-востоке Сибири о ферментации, т.е. об изготовлении напитков из грибов не знали, так что прямая связь со специально изготавливаемой сомой крайне сомнительна.
Судя по всему, до прихода русских наркотические свойства мухоморов были широко известны не только народам северо-восточной Сибири. Есть сведения, что их употребляли якуты, юкагиры и обские угры. Причем в Западной Сибири мухоморы ели сырыми или пили отвар из сушеных грибов. Описание потребления и произведенного наркотиком эффекта у хантов приводит И.Г. Георги: "Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и проч., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда" (Георги, ч. I, с. 72). Приведенная цитата дает довольно точное описание наркотического состояния, вызванного приемом алкалоидов – самых распространенных растительных наркотиков.
В состав мухомора красного входят два алкалоида – мускарин и микоатропин. Наиболее сильнодействующим является первый. Он относится к чрезвычайно сильным ядам. Потребление человеком одновременно 0,005 грамм может вызвать самые тяжелые последствия, вплоть до летального исхода. Как и другие алкалоиды, его можно использовать в качестве стимулирующего средства только в небольших дозах, не являющихся токсичными. Однако мускарин не вызывает галлюциногенного эффекта, предполагают, что на мозг действует микоатропин (грибной атропин или мускаридин) (Астахова, 1977), хотя опыты на человеке с микоатропином не проводиолись и это лишь гипотеза. В любом случае потребление мухоморов содержащих мускарин, крайне опасно, нужно очень точно рассчитывать дозировку.
Народы Сибири, судя по приведенным выше примерам, достаточно хорошо знали "среднюю" дозу – три гриба. Но величина дозы обычно варьировалась в зависимости от общего физического состояния организма, длительности потребления, интервала между приемами. Молодежь употребляла грибы в небольших количествах, постепенно доза увеличивалась, интервал между приемами сокращался, повторить опьянение сразу после наркотического сна можно было самой малой дозой.
В.Г.Богораз подробно описал три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема. На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия – самая тяжелая – человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон (Богораз, 1991, с.140-141).
Но все приведенные выше свидетельства отнюдь не связаны с шаманскими практиками, здесь речь идет скорее о бытовой наркомании. Как и все наркотические средства, мухомор вызывал типичную интоксикацию, от приема внутрь возникала зависимость организма от алкалоидов. Привычка к мухоморам была очень сильной, при отсутствии грибов, любители пили собственную мочу, или мочу недавно наевшегося человека, в некоторых случаях даже мочу оленей, пасущихся в грибных местах. Мускарин и микоатропин почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, поэтому моча оставалась практически столь же токсичной, как и сами грибы. Об этом сибирские народы тоже очень хорошо осведомлены. Видимо, их знания о свойствах мухоморов появились в результате пищевых экспериментов и развивались в соответствии с практическим опытом их употребления. Во всяком случае, знания о дозировке и правилах потребления у народов севера уже в XVIII в. были устойчивыми. Это само по себе наводит на мысль, что потребление грибов должно было пройти определенный этап тестирования, на протяжении которого вырабатывались рецептуры и нормативы. Если учесть, что галлюциногенные мухоморы растут не везде, и их психоактивность варьируется в зависимости от ежегодных климатических изменений, приходится констатировать, что этот этап должен быть довольно длительным. Даже русские на Камчатке, которые заимствовали уже готовую традицию потребления у местных народов, прошли этот этап. С.П.Крашенинников приводит несколько печальных примеров потребления мухоморов русскими на этом этапе "Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать..." (Крашенинников, 1949, с. 694 -695).
Естественно, что мухомор воздействовал на психику и вызывал в некоторых случаях галлюциногенные реакции, обеспечивая тем самым контакт с миром духов. Выводя потребителя в область сакрального, мухомор сам по себе приобретал магическую силу. Здесь границу между сакральным и профанным следует, видимо, искать в мотивации потребления. Судя по приведенным описаниям, массовое использование этих грибов отнюдь не ставило целью магическое перемещение, скорее цель сугубо прозаическая. Как известно, потребление наркотиков приводит к возбуждению, стимулирует центральную нервную систему, вызывает состояние эйфории. В результате коркового торможения угнетается деятельность коры больших полушарий головного мозга, тормозится активное мышление, память, ситуационные эмоции, но при этом повышается возбудимость центров положительных эмоций (радости). В большинстве случае именно последнее и привлекательно для наркомана. Таким образом, приходится констатировать, что массовое потребление мухоморов у народов севера Сибири существовало вне связи с ритуально-обрядовой практикой, а в лучшем случае параллельно ей.


Шаповалов А.В.

_________________
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И травинка,
И листок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое,
Это всё моё, родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я

http://blogs.mail.ru/mail/igor_dementev1969/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Грибы говорят
СообщениеДобавлено: 20 фев 2010, 10:13 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:27
Сообщений: 1129
Откуда: Четвёртое поколение в Печоре
 Путник, Путик - Городские диалекты
Ударение: на первый слог.
Значение: гриб серушка, или млечник серый, Lactarius flexuosus (Pers. ex Fr.) S. F. Gray, сем-ва сыроежковых.

Регион: Вологодская обл.
Статус: регионально разговорное.
Мотивация названия: от путь, т. к. гриб часто растёт вдоль лесных дорог.
Фиксация в словарях: в этом значении не фиксируется.
Ср. Даль пýтник, вологодск. "белый рыжик, гриб, растущий по боровым местам".
Ср. тж. СРНГ пýтник "съедобный гриб, растущий в боровых лесах", Арх., Волог., 1890-1893, Волог., Яросл., Костром., Киров., Перм.; "белый рыжик, похожий на сухой груздь, растёт по боровым местам", Ярен. Волог., 1847, Волог., Перм., 1973; "гриб, употребляемый для засолки", Костром., 1972.
Синоним: серянка.
Примечание: растёт в лиственных и смешанных лесах (с берёзой, осиной, орешником), на полянах, опушках, вдоль тропинок, иногда в парках, на песчаной и суглинистой почве, во влажных местах, в низинах, в траве и на почве.

Примеры употребления:
"…Сейчас в вологодских лесах ещё есть белые, серые и боровики, но все больше начинает расти «солонина»: разнообразные грузди, путники, гладыши, волнушки" ("Премьер", Вологда, 29.08.2006; прим.: солонИна, собир. "грибы, идущие в засолку", тж. регион.).

"Мои глаза цепко бегают, шерстят траву и мох вокруг […] Становится чуть стыдно за свою алчность, но тут-то и попадаются мне путники – серые сопливенькие грибочки, славные в солении …" (Анастасия Астафьева, "Лес в кадушке", рассказ, 2000; автор родилась в Вологде в 1975 г., ныне – Петербург).

"А вот с грибами так себе, лисичек я и сам насобирал, их тут не то что много, но насобирать можно, – по[д]берёзовики, подосиновики – похуже… мало. Путнички пошли в рост, – пока замачиваю в кастрюле 3 л" (форум, автор из Вологды).

"Был в субботу в лесу […] Ведёрко белых грибов, потом ещё поехал в воскресенье – насобирал корзину путников и волнушек" (форум Сокола).

Ср.:
"А чего у тебя нет волнушек, серушек (путники в Вологодской губернии зовутся), груздей для холодного засола?" (форум).

"Сок – млечный? Тогда вы вкусненьких грибочков набрали, вот честно говоря, до сих пор поленилась узнать название, в Вологодской области их путниками называют. Солёненькие – не хуже волнушек" (дачный форум, автор из г. Саров Нижегородской обл.; см. фото).


***

Путник2
Ударение: на первый слог (и на второй?).
Значение: общее название ряда грибов рода млечник, Lactarius, идущих в засолку.
Регион: Республика Коми, Архангельская обл., Мурманск.
Примечание: слабо тж. Костромская обл. (север).
Статус: регионально разговорное.
Мотивация названия: см. путник-1.
Фиксация в словарях: в этом значении не фиксируется.
Ср. СРНГ на путник-1.
Синонимы: ср. путик.

Примеры употребления:
РЕСПУБЛИКА КОМИ
"Кроме лисичек много сыроежек, встречаются одиночные путники и жёлтые грузди" (форум, автор из Сыктывкара).

"Могу заготовить в сезон 2006 года – если будет урожай большое количество солёных груздей, путников, волнушек, а также белых и маслят" (интернет-доска объявлений, Сыктывкар).

"В Республике Коми в заготовках преобладают следующие виды грибов: волнушка, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, груздь, белый гриб, валуй, масленок, моховик, козляк, млечник (путник), подгруздок, рыжик" (государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2006 году").
http://www.agiks.ru/data/gosdoklad/gd2006/h6_2.htm

"Второй сорт: волнушки, путники… Но встречаются и белые, и красноголовики. Только ехать далеко надо" (гостевая книга сыктывкарского хоккейного клуба; прим.: красноголóвик "подосиновик, осиновик", тж. регион.).

"«Непонятные сыроежкообразные грибы» – путники что ли? В солёном виде очень и очень неплохо идут под водочку" (комментарий в Живом журнале, автор родом из Сыктывкара, ныне – Электросталь).

"Именно с этих мест местные жители сдают ежегодно сотни килограммов ягод, сушёных белых грибов, волнушек и путников высокого качества для соления" (очерк на персональном сайте, Республика Коми).

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛ.
"Ленский район. Морошка, черника, брусника, клюква, смородина, земляника, малина, белые, красноголовики, грузди, волнушки, путники" ("АиФ в Архангельске", 23.07.2008).

"Совершенно справедлива поговорка: «Какая деревня – такая и передня». Вот ведь, даже гриб – тот, что мы называем путником, в другом районе – серянка" ("Двинская правда", Котлас, 6.10.2007; прим.: серЯнка "серушка, Lactarius flexuosus", тж. регион.).

"ПутнИк [NB]. Условно съедобный гриб. Встречается с различным цветом шляпки: светлая, серая, красная, фиолетовая… Растёт во влажных, елово-лиственных лесах. Годен для засолки после вымачивания в течение недели. По вкусовым качествам похож на волнушку" (комментарий к фото, фотосайт, автор из Котласа).
http://www.photosight.ru/photos/3375196

"Грибов солёных – груздей, волнушек, путников, рыжиков – наша семья заготавливала порядочно" ("Двинская правда", Котлас, 30.08.2003, автор из Сольвычегодска).

Ср.: "К нашим соседям по даче приезжает в гости подружка из Северодвинска. У неё такая речь приятная, свое[о]бразная. Мне понравилось, как она называет грибы: […] путники – горькушки, тёмные такие, красно-коричневые" (Живой журнал, Петербург).

МУРМАНСК
"Краснушки (ещё – горькуши, или путники). Обожают сухие голые полянки. Особенно много краснушек вблизи больших валунов" ("Комсомольская правда – Мурманск", 15.08.2006).

"Солил в прошлом году «путнички» – ну такие рыжие, их полно, даже в этом году. Но малость рискованно" (Живой журнал, Мурманск).

Ср.: "А в Мурманске розовые сыроежки называют – путники. Они вдоль тропинок часто растут" (комментарий в Живом журнале, автор из Москвы).



Ср. тж.:
"На самом деле, если собираются за груздями, то никто другой гриб, кроме груздя, не поднимет: ни волнушку, ни путника…" (Живой журнал, г. Кологрив Костромской обл.).

"На севере Костромской области (Солигалич) подосиновики называют целиками, а валуй – один из любимых грибов местных жителей – зовут урюпом. Есть ещё путники, ладонники (гладыши разного рода)" (грибной форум, автор из Москвы).

_________________
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И травинка,
И листок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое,
Это всё моё, родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я

http://blogs.mail.ru/mail/igor_dementev1969/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB3
������ ��� PR
Besucherzahler hot and sexy russian girls dream to find foreign men for marriage
������� ���������

Fatal error: Call to undefined function nicknul() in /var/www/u0405769/data/www/ya-pechorec.ru/forum/cache/tpl_subsilver2_overall_footer.html.php on line 66