Бе́лое со́лнце пусты́ни Бе́лое со́лнце пусты́ни — советский кинофильм, истерн 1969 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. Фильм снят в ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм». Один из самых известных фильмов в истории советского кинематографа, многие критики и зрители считают его культовым[3], фразы героев устойчиво вошли в разговорный русский язык. Государственная премия РФ 1998 года[4].
Сюжет
Действие фильма происходит приблизительно в 1920-е годы на восточном берегу Каспийского моря.
Красноармеец Сухов (Анатолий Кузнецов) возвращается домой. Гражданская война вот-вот закончится и «наступит всеобщее счастье». Путешествуя по пустыне Сухов спасает от мученической смерти местного жителя Саида (Спартак Мишулин), который имеет свои счёты с басмачами. По пути Сухову встречается отряд Рахимова, который гоняется за бандитом Абдуллой (Кахи Кавсадзе), сбежавшим из крепости и оставившим там своих жён. Рахимов «уговаривает» Сухова позаботиться о жёнах Абдуллы, а сам отправляется за ним в погоню, оставив в помощники Сухову юного красноармейца Петруху (Николай Годовиков).
Сухов вместе с жёнами Абдуллы возвращается в близлежащий приморский город Педжент. В скором времени в этот же город приходит и Абдулла, который хочет через море переправиться за границу. Сухову нужно оружие и поддержка, чтобы противостоять бандитам и защитить женщин. Он обращается за помощью на всё ещё функционирующий местный пост российской таможни и его хозяину Павлу Верещагину. Благодаря остроумию и солдатской смекалке Сухову удаётся противостоять целой банде. Его задача не допустить бегство басмачей за границу с награбленным добром. В трудные минуты на помощь ему приходит Саид. В схватке с басмачами гибнет Петруха. Верещагин, вставший на сторону красноармейцев, предотвращает бегство басмачей ценой своей жизни. Сухову удаётся спасти гарем за исключением одной жены — Гюльчатай. Разобравшись с Абдуллой Сухов продолжает свой путь домой.
Создатели
В ролях
* Анатолий Кузнецов — Фёдор Иванович Сухов, красноармеец
* Николай Годовиков — Петруха, красноармеец
* Спартак Мишулин — Саид
* Павел Луспекаев — Павел Артемьевич Верещагин, начальник бывшей царской таможни
* Раиса Куркина — Настасья
* Кахи Кавсадзе — Абдулла (озвучивал актёр Михаил Волков)
* Муса Дудаев — Рахимов
* Николай Бадьев — Лебедев
* Валентин Кадочников — подпоручик Семён
* Татьяна Федотова — Гюльчатай, младшая жена Абдуллы (озвучивала актриса Надежда Румянцева)[5]
В эпизодах
Н. Абдулрагимов • Д. Герами • Ю. Дарумов • В. Деглав • Т. Киричевская • А. Лименес • Я. Ленц • Г. Лучай — Катерина Матвеевна • А. Массарский • И. Милонов • А. Наймушин • И. Нижарадзе • К. Омаров • З. Рахматова • С. Сливинская • Л. Смирнова • А. Соколов • М. Ставицкая • Т. Ткач — старшая жена Абдуллы
[править] Съёмочная группа
* Авторы сценария: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков
* Постановка — Владимир Мотыль
* Главный оператор — Эдуард Розовский
* Художники-постановщики: Валерий Кострин, Маневич, Белла
* Композитор — Исаак Шварц
* Звукооператоры — Михаил Лазарев, Георгий Салье
* Художники
o по костюмам — Д. Линденбаум, Д. Манэ
o гримёры — Г. Васильева, А. Хейфиц
o декоратор — А. Тимофеев
* Режиссёры: М. А. Дакиев, Б. Довлатов
* Операторы: М. М. Аврутин, В. Тупицын
* Монтажёр — В. Нестерова
* Текст песни — Булат Окуджава
* Редакторы: В. Спицын, Л. Шмуглякова
* Текст писем — Марк Захаров
* Ассистенты
o режиссёра: Н. Конюшев, Э. Ясан
o оператора: И. Клебанов, Г. Мурашев
* Комбинированные съёмки
o оператор — Г. Варгин
o художник — В. Соловьёв
* Конные трюки — П. Тимофеев, В. Токменин
* Оркестр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, дирижёр — Л. Корхин
* Директор картины — Ю. Хохлов
Фильм детства(мой одногодка-1969г),можно очень многое говорить,а можно просто посмотреть....и всё понятно...
Предыстория
Во второй половине 1960-х на волне популярности дилогии о «Неуловимых мстителей» (1966) советское кинематографическое руководство из вполне конъюнктурных соображений обращается к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК приглашает к работе над сценарием нового фильма в жанре «истерн» (тогда такого термина ещё не существовало) Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна [2].
Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Сценаристы начали собирать материал. В разговоре с ветераном Гражданской войны Валентин Ежов услышал байку, о том как, басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история привлекла сценариста и стала сюжетообразующим началом для нового сценария[6].
Официально работа над сценарием началась 7 июня 1967 года и была закончена в июле. Кончаловский покинул проект ещё до окончания работы над сценарием, получив заманчивое предложение о экранизации Тургенева. 1 августа 1967 года сценарий был принят в работу и начались поиски режиссёра. Предложения возглавить съёмки последовательно отклонили Жалакявичус, Чулюкин и даже Тарковский. После долгих обсуждений предложение стать режиссером было сделано Владимиру Мотылю. Картина « Женя, Женечка и „катюша”» уже принесла определённую известность Мотылю и руководство студии справедливо полагало, что опытный режиссёр не испортит картину, хотя режиссёр был из категории «неблагонадёжных» [7][6].
Мотыль в то время мечтал о постановке фильма о декабристах, но при отсутствии других предложений, испытывая затруднения денежного характера, согласился. В первом прочтении сценарий понравился, но Мотыль считал, что такое кино снимать ему не разрешат. По опыту предыдущих картин можно было догадаться, что подобный сюжет в глазах советской цензуры мог выглядеть осквернением образа солдат гражданской войны. Тем не менее, Григорию Чухраю (руководителю ЭТК) и Валентину Ежову, удалость уговорить Мотыля, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке[8].
На этом этапе судьба картины оказалась под большим вопросом. 14 сентября 1967 года сценарий картины под новым рабочим названием «Пустыня» было предложено включить в тематический план Комитета по кинематографии СССР на следующий год. В ответ неожиданно было предложено договориться о совместных съёмках этого фильма с одной из киностудий республик Средней Азии. В результате сложных переговоров сценарий был переработан так, что доля национального колорита уменьшилась, более выпуклыми стали роли русскоязычных героев (Сухова, Верещагина). Сценарий был принят в работу на 1968 год[6].
Подбор актёровПробы начались в январе 1968 года. На главную роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Юматов был более известен как актёр, снявшись в 1950—1960-х годах в нескольких героико-приключенческих картинах в главных ролях. К концу 1960-х от героических ролей он начал переходить к характерным и слава его стала несколько блекнуть. Юматов имел репутацию человека склонного к алкоголизму, и мог сорвать съёмки. К сожалению так всё и случилось, через неделю после начала съёмок Юматова обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актёр оказался не занят и согласился принять участие в съёмках[9][8].
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров. На роль Верещагина — Ефим Копелян. В итоге роль Саида досталась актёру Театра сатиры Спартаку Мишулину, а роль Верещагина актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву. Он был хорошо известен как театральный актёр, но кинематографическая карьера Луспекаева было не слишком успешной. К моменту начала съёмок актёр был уже тяжело болен — у него были ампутированы обе ступни и ходить мог только на протезах[10].
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмёл все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадёров и режиссёр согласился. Личность Луспекаева и его актёрская игра серёзно повлияла на сценарий. Наблюдая за воплощением роли Верещагина режиссёр углубил первоначально незаметную роль таможенника, роль второго плана практически до главной. Даже имя героя Верещагина с первоначального Александра сменилось на Павла.[11][12].
Многие из приглашённых на съёмки были непрофессиональными актёрами. Только три жены Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жён» подбирали со всего Союза (одну даже из Прибалтики).
Галина Лучай (Катерина Матвеевна, супруга Сухова) работала редактором студии «Останкино» и согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.
Сложно шёл подбор актёра на важную роль второго плана — Петрухи. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. Утверждён режиссёром Владимиром Мотылём был уже актёр Юрий Чернов, но он всё-таки выбрал цирковой путь.[13][14] В итоге роль досталась Николаю Годовикову, также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе[15][16].
«Белое солнце пустыни» — не первое общее появление на экране Годовикова и Луспекаева. До того они совместно снялись в фильме «Республика ШКИД». Годовиков был занят в эпизодической роли беспризорника, а Луспекаев сыграл учителя физкультуры.
Фильм тут:http://www.youtube.com/watch?v=ZCpunio7Sgo