Евгений Самойлов: «Выбирать наше - гражданская позиция» Печорское время 02.11.2011
ИЗНАЧАЛЬНО скажу: как убежденный рыночник в целом я против протекционизма. Неконкурентоспособные автомобили, лекарства, которые не помогают, и микросхемы с ручкой для переноски из известного анекдота - плоды такой недальновидной защиты рынка. Между тем есть и яркие примеры успеха, например японский, и было бы глупо отказываться от них лишь по причине следования догмам.
В конце концов именно внутреннее потребление - относительно прогнозируемая и подверженная нашему влиянию штука, в отличие от мировых цен на нефть, относительно которых даже в бюджетном планировании мы до сих пор вынуждены руководствоваться более или менее квалифицированными догадками, которые в среде специалистов принято называть прогнозом.
Вышесказанное, конечно, сугубая теория, не в полной мере относящаяся к предмету этой статьи - региональной конкуренции. Слава богу, о таможенных барьерах между субъектами Федерации речь мы не ведем. Но принципы функционирования модели во многом схожие, и здесь имеет смысл вернуться к практике.
На мой личный прием в Койгородке (был июнь этого года) пришел необычный посетитель. Как правило, граждане на таких приемах пытаются решить вполне утилитарные вопросы: от экстренной финансовой помощи до благоустройства. А вот фермер Николай Каргин поднял другую тему. Касалась она выживания его вполне успешного, по местным меркам, мясного хозяйства. Денег не просил - просил защиты. Рассказывал, как не может продать мясо для школы, куда ходят дети своих же односельчан, потому что закон о госзакупках выдвигает условия почти невыполнимые. Да и магазины в округе парное мясо берут неохотно, ведь дешевую заморозку из Кирова можно продать по той же цене. А из-за проблем со сбытом зарплату работникам приходится выдавать мизерную. Короче, спокойно и без истерики дал понять, что хозяйство на грани.
Рассказ фермера, что называется, запал в душу. О недостатках закона о госзакупках, как и о несомненных его достоинствах, я, естественно, знал и так. Направленный против коррупции, он свою задачу выполняет, хотя и породил при этом новый вид злоупотреблений и даже мошенничества. Поскольку закон предусматривает единственный критерий при отборе заявок - цену, то появились участники конкурсов, поставляющие заведомо некачественный товар, а есть и те, кто в принципе не в состоянии выполнить работы, заявленные в документации. В итоге, выиграв тендер, они ищут субподрядчиков, или выкручивают руки бюджетным учреждениям с требованием увеличить в разы заниженную смету, или просто исчезают. Очевидно, такая ситуация неприемлема.
Конечно, выбирать что-либо для бюджетных закупок только потому, что надо поддержать своих производителей, неправильно. Но об этом и речь не идет. Известно, что, скажем, сельхозпродукция в Коми лучшего качества, чем привозная. Объясняется это даже не какой-то удивительной ответственностью наших людей, а вполне земными факторами. Во-первых, везти ближе, во-вторых, качество - единственное конкурентное преимущество наших северных крестьян. Не будь его, ни молоко, ни картошку продать было бы просто нельзя. Знаю, например, такой факт: одно время наше масло закупали в качестве сырья кировские заводы, а потом возвращали в республику по три кило «масла» на килограмм исходной продукции - вот такая арифметика.
Сейчас закон будет меняться. На конкурсах будет введена квалификация именно по качеству, а из положений должна исчезнуть порочная норма, когда продукты закупаются обширными лотами, где, например, фигурируют и молоко питьевое, и сметана, и сыры, и новомодные йогурты, которые у нас почти никто не делает. Таким образом, норма работает на посредника, а не на производителя. А ему, посреднику, чем дешевле закупка, тем лучше.
Обо всем этом, упомянув и койгородского фермера, я рассказал в сентябре с трибуны республиканской партийной конференции «Единой России». Доклад по сути не политический, скорее прикладной, имел большой резонанс и вылился в интересную инициативу. Её видимая часть — плакаты «Выбирай наше!», которые, думаю, уже знакомы многим.
Здесь необходимо пояснить: государственный заказ - это, как говорится, только вершина айсберга. Есть еще обширная розница, частные торговые точки и обычные покупатели, которых невозможно и неправильно заставлять покупать что-то против воли. Именно поэтому программа «Выбирай наше!» включает в себя значительную имиджевую составляющую. У производителей Коми, в большинстве, нет лишних денег на продвижение своей продукции. И поэтому на уровне социальной рекламы нам важно достучаться до конечных потребителей, граждан. Рассказать, что, покупая продукцию, произведенную здесь, они не только заботятся о собственном здоровье (что уже доказано), но и проявляют патриотизм, думают о людях, которые работают рядом с ними. Это не благотворительность и не самоотречение - это осознанный выбор, продиктованный чувством общности и ответственности. Никто никого ни к чему не принуждает, не навязывает. Мы призываем лишь к тому, чтобы, придя в магазин, люди ориентировались не только на красочность упаковки или раскрученность бренда (цена-то, кстати, почти всегда сопоставима), а на то, где произведен продукт. Прочтите мелкий шрифт и сделайте выбор - не более того!
В заключение хочу сказать, что инициатива «Выбирай наше!» представляется мне очень современной, европейской. Она сродни нормативам экологического поведения, которые все больше завоевывают позиции в западном обществе. Думать о республике, о её людях, о благополучии собственной среды обитания в своей личной, повседневной жизни — естественный и благородный способ самовыражения. Я рад, что мои идеи и переживания явились катализатором полезного и перспективного дела: проекта «Выбирай наше!»
_________________ Вышли мы все из Печоры, дети семьи трудовой!
|