Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:27 Сообщений: 1129 Откуда: Четвёртое поколение в Печоре
|
Грибы От понимания к снимку. Журнал Фото & Видео 5/98 Белый грибок в лесу. Какой-то лист незнокомый К шляпке его прилип. XVII в. Мацуо Басё
Особенностям фотосъемки живых объектов научить невозможно. Ведь этих объектов неисчислимое количество и к каждому требуется определенный подход. До момента получения первых успешных кадров, проходят годы наблюдений за жизнью дикой природы. В начале, кажется - нет ничего проще, вот она красота, одно нажатие кнопки и она твоя собственность. Снимаешь, проявляешь и... в мусорное ведро. Хочется отметить, что без активного "сотрудничества" с мусорными ведрами, корзинами, ящиками и т.п. спутниками творческого процесса ни один уважающий себя фотограф состояться просто не может.
Рассмотрим в качестве примера фотосъемку грибов. Идеальный объект: не пытаются скрыться, не нападают, не меняют цвет под пристальным взглядом, не моргают и не бегают глазами по причине отсутствия оных, не качаются от ветра, в основной массе фотогеничны, легко доступны. Фотографируем. Результат в 99,9 % случаев - фотографический штамп. Что же делать? Вариантов два: продолжать снимать так, как получается, или потратить время и тщательно все проанализировав понять, что нужно сделать, чтобы получить в результате кадр хоть как-то выделяющийся из общей массы подобных фоторабот. Если мы обладаем достойным уважения упорством, то выбираем второй вариант. В начале требуется разработать собственный взгляд на предмет съемки. Для этого мы:
· Изучаем все доступные нам фотографические изображения на которых имеются в наличии интересующие нас объекты, уясняем для себя, что в каждом из них есть хорошего и плохого. Пытаемся понять, почему что-то нам нравится, а что-то нет. Для этого, начального этапа, является важным, как изучение типичных изображений (т.е. стандартных снимков сделанных с помощью наиболее часто используемых приемов фотографии), так и работ высокого художественного уровня.
· Формируем эксклюзивный взгляд на концептуальную сущность изучаемых объектов и связанных с ними явлений. Говоря по-русски: изучаем научно-популярную, художественную и научную литературу об интересующей нас группе живых организмов.
· Приобретаем хорошие рисованные, научные и фотографические определители по интересующей нас группе. (Не зная "имени" объекта съемки, фотографировать его и глупо и бессмысленно. Ведь сфотографировав лошадь и показывая снимок знакомым, вам и в голову не придет назвать ее непарнокопытным или просто млекопитающим.)
· Изучаем пространственную и цветовую композицию применительно к собственным задачам.
· Пытаемся увязать все что мы вычитали и надумали с теми целями, задачами и возможностями которые мы имеем.
· Просматриваем свой фото архив и пополняем мусорную корзину.
Пройдя этот путь, каждый из фотографов приходит к своим чисто субъективным выводам, по поводу того, что же такое его объект, и каким он его хочет видеть в своих работах. В оптимальном варианте автор, готовясь к съемке, должен хорошо представлять себе что, для чего и как он будет снимать. В творческой фотографии ответ на вопрос "для чего?", по всей видимости однозначен. Во всех случаях кроме чисто технической фотографии - это делается для того, чтобы донести до зрителя свой собственный и неповторимый взгляд на окружающий мир. Если это условие не соблюдается, то и авторство снимков не имеет ни какого значения (их удел - пыльный семейный альбом). Только сформировав этот пресловутый "взгляд", можно приступать к поиску ответов на вопрос "как?".
Применительно к нашему примеру с грибами, даже поверхностный анализ по приведенной выше схеме может навести на целый ряд полезных мыслей:
· Грибы не растения и не животные, следовательно, их нужно снимать как-то иначе.
· У них два лица. Первое - утилитарно-гастрономическое (к которому мы привыкли, и которое сидит в нашем подсознании), его отражение ведет к стереотипным композиционным решениям. И, второе, лицо артефакта - маленькая щелочка в область прошлого и непостижимого, в их естественную историю и область связанных с грибами языческих верований наших предков.
· Грибы "не вписанные" в естественное окружение (биотоп) смотрятся как вырванные зубы, дико и неестественно.
· Многие видовые названия грибов помогают в формировании его фотографического образа (негниючник, маразмиус, рогатик, ежовик, колпак, плютей и т.п.)
· Фотосъемка грибов и людей во многом похожа. И тех и других глупо снимать сверху, почти всегда удобно сбоку и иногда интересно снизу.
· Даже внутри одного вида встречаются как фотогеничные экземпляры так и невзрачные уроды, причем последних больше и они доступнее.
· Гриб, субстрат и фон - суть единое целое.
· Не все грибы имеют шляпку и ножку, и их это не портит.
· Снимать можно только в безлюдных местах, т.к. гуляющие обыватели грибов не видят, поэтому ползающий по земле человек с фотоаппаратом вызывает у них только две ассоциации: "кого-то здесь давеча убили..." или "экий псих необычный...". А это, согласитесь, несколько отвлекает от творческого процесса.
Нужно помнить, что выбирая сюжет мы подсознательно задействуем все пять органов чувств, а при съемке можем использовать только зрение. Да и то не объемное, а плоское и ограниченное углом зрения объектива. В результате большинство снимков имеют весьма отдаленное сходство с тем, что ожидалось. Не важно, что надежда на "качественный" кадр оправдывается весьма редко. Даже при виртуозном владении техникой, для получения хорошего снимка приходится тратить массу времени на поиск сюжета, построение композиции и часто в пустую расходовать десятки кадров пленки. За 1/60 секунды можно создать снимок достойный лишь такого же по продолжительности просмотра. Таковы, к сожалению, "реалии жанра".
В завершение нашего "глубоко теоретического экскурса" в основы фотосъемки грибов - маленькая история. Известно, что люди разных времен и народностей совершенно по разному воспринимают одни и те же предметы и явления. Около пятнадцати лет назад в одной из полу-заброшенных деревень Архангельской области было записано поверье. В вольном переводе с местного диалекта оно выглядит примерно так: - "У лешего от всякой нечисти и зверей разных много родится всякого вида отпрысков, и поскольку вида они странного и нрава суетного, он их как поймает, так сразу в землю закапывает, да с наговором, а как положен срок вековой выйдет, душа из них к свету и выходит, то мы меж себя грибом прозываем".
Добавим к оптической системе объектива призму этой забавной истории, это поможет даже в противной поганке увидеть то, о чем мы не догадывались ранее...
Литература:
Collins field guide. Mushrooms & Toadstools of Britain and Europe - рисованный определитель 1751 видов грибов. Грибы СССР из серии Справочники-определители географа и путешественника. М., 1980. - описано не так уж и много видов, но очень внятно. Определитель шляпочных грибов. Л.А. Лебедева, Л., 1949 - классический тезный определитель, систематика устаревшая, зато крайне грамотное описание видов. Вишневский М.В., Справочник-атлас "Несъедобные, ядовитые и галлюциногенные грибы Московской области". М.: "Формика-С", 2001. - 192 с - книга написана весьма грамотно, значительная часть фотоиллюстраций украдена у авторов публиковавших их в интернете. Патрик Хардинг, "ГРИБЫ" (мини-энциклопедия из серии "Всё обо всем"), перевод с английского Д. С. Щигеля. - М.: ООО "Издательство Астрель", М.: ООО "Издательство АСТ", 254 с - книга полезная, полиграфия ужасная. Мартин Кнооп. Всё о грибах. Перевод с немецкого. М.: БММ АО, 2000. - 256 с - вполне информативна, отличается на удивление хорошей полиграфией. Пелле Янсен. Все о грибах. – СПб-М, 2004. - вполне неплохой определитель "по картинкам". Л.В. Гарибова. В царстве грибов. – М.: Лесная Промышленность, 1981. Издание первое. Л.В. Гарибова. В царстве грибов. – М., 1998. Издание второе. - полезно почитать всем кто интересуется грибами.
Дмитрий Константинов 1998-2004гг.
_________________ Я узнал, что у меня Есть огромная семья, И травинка, И листок, В поле каждый колосок, Речка, небо голубое, Это всё моё, родное, Это родина моя Всех люблю на свете я
http://blogs.mail.ru/mail/igor_dementev1969/
|
|