Законный вандализм Печорское время
07.09.2012
...Не мог понять он нашей славы,
Не мог понять в тот миг кровавый,
На что он руку поднимал!
Помните эти гневные строки М.Ю. Лермонтова, обращенные к чужаку Дантесу в стихотворении «На смерть поэта»? Нас возмущают повреждение надгробий на кладбище, разрушение ледяных скульптур на Юбилейной площади, нанесение оскорбительных надписей в зоне трибуны на площади Победы и другие подобные факты хулиганства и преступлений, именуемых емким словом «вандализм». С негодованием требуем установить участников актов вандализма и привлечь их к ответственности по всей строгости закона. Иногда это удается, и акт возмездия вызывает чувство удовлетворения широких слоев общественности. Все понятно и справедливо. Но, оказывается, можно совершать вандализм в рамках закона и даже «во имя закона».
Вот вам яркий пример. Решающее значение в освоении богатств, расположенных в границах бассейна реки Печоры, сыграло Печорское речное пароходство. Его суда перевозили многие миллионы тонн леса и других народно-хозяйственных грузов. Вершиной технического оснащения этого предприятия стали быстроходные суда на подводных крыльях — пассажирские красавицы «Ракеты». Но пришли иные времена. Проведенные в России реформы причинили большой урон речному транспорту. Сложившиеся условия вынудили прекратить эксплуатацию скоростных комфортабельных судов. Вполне логичным было решение сохранить хоть одну верой и правдой отслужившую «Ракету» и водрузить ее на постамент как символ былой трудовой славы орденоносного и краснознаменного Печорского речного пароходства. Выбранное место вечной стоянки судна находилось в зоне обозрения с проходной пароходства, что обеспечило бы некоторую защиту от посягательств хулиганов.
Время шло, а дело с установкой памятника не двигалось. И вдруг... как гром среди ясного неба. Статья «Последняя «Ракета» («ПВ» от 7 августа 2012 г.) известила о том, что устанавливать-то уже нечего — красавец корабль разрезают на металлолом, что даст 200 тыс. руб. И вот за такую сумму позволили плюнуть в душу всем ветеранам речного флота Печорского бассейна, да и не только им! Так бездарно поступили с шедевром, созданным упорным трудом старшего поколения. Была ли возможность избежать уничтожения «Ракеты»? Безусловно, была. Прежде всего следовало выкупить ее у предприятия-банкрота, чтобы вывести из-под ареста на имущество. Варианты сбора денег различные. Самый простой, но проверенный — бросить клич и пустить шапку по кругу. Уверен, отозвались бы ветераны, не остались бы в стороне и другие, был и такой надежный и логичный источник денег — городская казна. Общеизвестно, что наш город обязан своим рождением транспорту — железнодорожному и речному. Предприятия иных отраслей хозяйства (геологоразведка, энергетика и т.п.), внесшие большой вклад в развитие Печоры, появились у нас, когда наше «поселение» носило статус города.
Что делают нормальные взрослые дети, когда один из родителей тяжело заболел и нуждается в помощи? Правильно, помогают, а не приобретают украшения. Я понимаю, что администрации MP «Печора» трудно найти в своей казне десятки миллионов рублей, чтобы хоть на время вылечить «больное» пароходство, а вот 200 тыс. руб., чтобы спасти от уничтожения народное достояние, была вполне посильная задача. Да не задача это, поскольку решение очевидно. Напомню, сообщение об уничтожении последней «Ракеты» опубликовало «Печорское время» 7 августа с.г., а уже 10 августа мы в той же газете любовались фотографией и читали статью «Не только украшение...» Наши горожане узнали, что на ул. Гагарина установлено новое металлическое ограждение пешеходного тротуара, доступное только крупным городам. Дальше цитирую: «Менее крупные города не всегда могут себе это позволить ввиду скудного бюджета».
Как сообщила нашему корреспонденту Наталья Васильева, руководитель отдела экономики и ЖКХ администрации ГП «Печора», длина этого ограждения — 830 метров. На его изготовление и установку городская казна потратила 1 млн. 669 тыс. рублей...»
Простой расчет показывает, что цена угробленной «Ракеты» всего-то около 100 метров этого украшения. Пострадали бы горожане, если бы ограждение было короче на эту величину? Нисколько. Берусь утверждать, что в зимний период (а у нас практически снегопады происходят полгода) от этого ограждения по всей 830-метровой длине будет только вред. Как обеспечивался путь пешеходам во время обильного снегопада и метели? На очистку тротуаров мобильно направлялись грейдеры и малые бульдозеры, которые срочно делали минимально возможные проходы, выталкивая снег к деревьям в сторону дороги. Сразу вывезти весь лишний снег нереально, поэтому и не пытались это делать.
Как теперь поступать механизаторам во время пурги? С одной стороны дома, магазины, банк, с другой — ограждение, которое ввиду малой высоты трудно разглядеть. Ширина прохода от домов до ограждения мала и вынудит прижиматься механизмами к ограждению, повреждая его. Опять будет «виноват стрелочник»? Но как срочно обеспечить в этих условиях путь пешеходам? Толкать снег транзитом до ближайшего перекрестка улиц? Во время авралов невозможно организовать повсеместное четкое подхватывание подаваемого снега и погрузку его в самосвалы. Заваливать пересекающую улицу снегом тоже не будешь. Возникнут сбои.
Пешеходы, торопясь на работу, не побредут по заваленным снегом тротуарам, а будут выходить на проезжую часть, легко очищаемую за счет временного сужения. Вероятность наезда на пешеходов на этом участке зимой только увеличится. Не обеспечит ограда высокую эффективность и летом. Технически неисправные и управляемые порой совершенно пьяными водителями автомобили столкнутся с большими деревьями и застрянут в них, не достигнув ограды, а тем более тротуара с пешеходами (см. фото «ПВ» от 10 августа 2012 г.).
Для недисциплинированных пешеходов эта низкая ограда — не преграда, что случайно продемонстрировал попавший в зону моего внимания мужчина средних лет. Вышел из первого (ныне перепрофилированного) здания школы № 3, ступив всего 2 раза на металлические прутья, легко преодолел ограду и направился в расположенный на противоположной стороне улицы магазин «Горизонт». Пешеходный переход был рядом. Совершенно очевидно, что миллионы рублей израсходованы на эту ограду в данное время с целью создания видимости благополучия и даже процветания нашего города. Но ведь Печора без этого получила мировую известность, сумев испечь самый большой рыбный пирог с семгой (чиринянь), что зарегистрировано в качестве рекорда в книге Гиннесса. На региональном уровне средства массовой информации тоже обеспечили нашему городу большую славу, правда «дурную».
Написал эти строки и вспомнил давнего знакомого В.А. Торлопова. Когда-то нас связывало успешное деловое сотрудничество при проектировании строительных объектов, и я знал его только с лучшей стороны. Представлю себя на его месте. События могли развиваться так. Мне стало известно, что собираются разрезать последнюю «Ракету», которую мечтали поставить на постамент. Немедленно связываюсь с руководителем предприятия, владеющего судном, и говорю: «Не сметь!» Слышу возражение: «Срочно нужны 200 тыс. руб., которые получу, разрезав «Ракету» на металлолом». В пылу спора бросаю: «И всего-то? Будут тебе эти деньги!» и кладу трубку. Успокоился и думаю, что сгоряча пообещал, а где взять? Бюджет расходов в администрации утвержден, и большая проблема изменить его в пользу покупки списанной «Ракеты». Своих денег жалко, хотя месячной зарплаты с премиальными хватило бы. Вернее всего тряхнуть какого-нибудь преуспевающего предпринимателя. Подбираю подходящую кандидатуру и устраиваю деловое свидание с ним наедине.
Фантазия? Однако с самой малой долей вероятности есть основания полагать, что реальные события развивались в недавнем прошлом по указанному сценарию, но на заключительном этапе предприниматель «подставил» В.А. Торлопова, сообщив правоохранительным органам о предстоящей передаче денег. В результате «получилось, что получилось», как сказал В.В. Жириновский об итогах выборов в Госдуму. Какие факты имеются в пользу этой версии? Сумма зафиксированной взятки совпадает со стоимостью отработавшей «Ракеты», и, кроме того, с обычной взяткой следователи разобрались бы в считанные месяцы, а тут скоро год, и результата не видно. Неувязочка!
Еще раз с большой теплотой вспоминаю Ивана Егоровича Кулакова. Как он руководил городом! За упущение «взгреет», но, если нужна помощь, всегда найдет возможность оказать ее. Уверен, при нем «Ракета» уже стояла бы на постаменте.
Недавно уважаемый мной Эдуард Стан давал интервью «Доброй газете». На их вопрос об оценке результатов своей многолетней работы скромно ответил, что «руководствовался принципом «не навреди». Конкурсному управляющему пароходства и руководству ГП и MP чужд такой подход к делу. Они, видимо, считают, что такое требование относится только к врачам. Факты свидетельствуют о том, что, возможно, последняя «Ракета» уничтожается умышленно. Для чего? Чтобы ветераны речного транспорта, да и других отраслей, проезжая по оживленной трассе из одной части города в другую, не увидели задуманного памятника. Ведь такое совершенство судостроения вызывало бы вздох, связанный памятью о былом, а в голову лезли бы мысли крамольные: «Да, были люди в наше время...»
В своем противодействии установке памятника кто-то явно перестарался. Мало того, что не использованы реальные возможности спасти «Ракету», так умудрились подключить к этому вопросу и природоохранные органы, доказывая, что даже постамент нельзя соорудить на выбранном месте. Не верю, да и никакая независимая экспертиза не будет доказывать, что произойдет экологическая катастрофа (конечно, малая) от сброса десятка самосвалов строительного мусора в заросший, заболоченный водоемчик, обвалованный со всех сторон насыпями автомобильных дорог. Прослеживается желание загнать задуманный речниками памятник подальше от людских глаз, например, на территорию пароходства, за высокий забор.
Уверен, место для памятника выбрано верно, а чтобы устранить даже малейшую возможность для возражений экологов, «Ракету» следует разместить не на массивном постаменте, а на нескольких сваях. Забить их надо зимой со льда. Возможные подтеки нефтепродуктов при работе сваебойного агрегата собрать вместе с загрязненным снегом и вывезти в согласованное место. Талантливым художникам стоит немного поработать с выступающими над водой концами свай, и «Ракета» предстанет взору парящей над водной гладью озерца-болотца. Загляденье!
Кто видел памятный паровоз у локомотивного депо? А памятник-катер портовиков? Я — нет. Вертолет у аэропорта видел. И любой горожанин или гость может его увидеть. Но многие ли сейчас летают самолетами и вертолетами? А без этого в тех местах, на окраине города, практически люди не бывают. Однако размечтался. Чтобы иметь самый обозреваемый и эффектный памятник транспортникам Печоры, задача решается пока теоретически, но зато с минимальными затратами. А как быть с кораблем, который был и дожидался установки? Вот уж действительно: что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Так что же установить на безусловно безопасный свайный постамент? Надеюсь, после публикации статьи «Последняя «Ракета» («ПВ» 7 августа с.г.) пламя газорезки было немедленно погашено, чтобы передохнуть и задуматься: что же мы творим? Предлагаю временно установить истерзанную «Ракету». Памятник, сооруженный по принципу: «я его слепила из того, что было», обойдется недорого и будет символизировать не только былую славу речного флота и его тружеников, но и головотяпство современных управленцев.
В последние годы много вспоминают о бездумно разрушенных храмах и церквях, что творилось при прежнем общественном строе. С гордостью сообщается о восстановлении современниками поврежденных культовых объектов и строительстве новых. На примере с задуманным памятником — аналогия. В одном случае было надругательство над чувствами верующих, в другом — над чувством гордости за свой труд речников, но и здесь должен быть достойный выход. Ведь умышленно разрушили готовый памятник, только неустановленный, точнее подготовленный к установке. Что можно сделать? Восстановить любыми материалами срезанную часть судна, обеспечив взгляду с городской автодороги впечатление полноценного крылатого корабля. Если проявлена излишняя поспешность и от «Ракеты» Раюшкина-Буянова уже ничего не осталось, придется приобретать такое судно в ближайшем бассейне. Возможно, найдется на Северной Двине.
Для успеха предприятия должно возникнуть массовое общественное движение под девизом: «Памятнику трудовой славы речников Печоры — быть!»
Борис ОРЛОВ, ветеран труда.
_________________ Вышли мы все из Печоры, дети семьи трудовой!
|