Без тормозовМашины теперь не осматривают — достаточно показать деньги
Президент Дмитрий Медведев за свою бытность совершил сразу несколько «великих» дел — переименовал милицию в полицию, отменил «зимнее» время, возвратил выборы губернаторов. В этом ряду упрощение процедуры техосмотра выглядит далеко не так масштабно. Но последствия эта мера имеет сегодня самые серьезные.
По большому счету, вставать зимой на час раньше или на час позже — не столь уж и принципиально. Никогда не менялись суть и порядок вещей в нашей стране и от переименований. Как говорится, милиционера хоть горшком назови, только в огонь не ставь. А вот в той вакханалии, которая сегодня царит на дорогах и которая приводит к многочисленным жертвам, «медведевский» порядок технического осмотра транспорта имеет самое прямое отношение.
Управляемый занос
Системы ТО как таковой больше не существует. Доступ на улицы и автотрассы открыт для самых страшных отечественных четырехколесных «убийц» и «автокиллеров» из-за границы. Конечно, российская система ТО и три года назад работала с превеликим скрипом и скрежетом. В Сыктывкаре, чтобы пройти техосмотр автомобиля, нужно было выстоять огромную очередь на станции технического контроля на Сысольском шоссе или в Дырносе. Очередь автомобилисты занимали глубокой ночью. Но и это порой не гарантировало получение заветного талончика.
Правда, был и другой путь — коррупционный — за деньги или по большому блату получить талон у офицеров тогдашней доблестной милиции. Но цены на «ярмарке коррупции» были такие высокие, что обладатели стареньких иномарок и дешевых российских машин этому «быстрому» пути все же предпочитали многочасовое ожидание в очереди.
Худо-бедно, но большинство личных машин, выезжающих на трассу, так или иначе регулярно осматривали специалисты, выявляя многочисленные неисправности.
Известно, даже исправная машина — объект повышенной опасности. А уж если на трассу выезжает автомобиль с неисправными тормозами, лысой резиной или разболтанной рулевой колонкой — беда рано или поздно постучится в форточку такого авто. Как сообщила «Трибуне» сотрудник пресс-службы республиканского ГИБДД Ирина Рубцова, с начала года в Коми зарегистрировано 14 ДТП, произошедших из-за неисправности транспортных средств. В этих авариях погиб один и пострадали два десятка человек.
Впрочем, вряд ли эти цифры отражают реальную статистику. Как определить вину техники в авариях, которые случаются ночью из-за того, что водитель «слепнет» от света не отрегулированных фар встречного автомобиля? Или если на встречную полосу машину выносит лысая резина?
Хотел как лучшеКонечно, подписывая в 2011 году документы об упрощении процедуры технического осмотра, тогдашний президент не хотел подвергать здоровье и жизнь граждан опасности. Цель была совсем другая — сделать процедуру прозрачной и беспроблемной для автомобилистов.
Именно с этой целью в России была создана система независимых операторов ТО. А контроль за ней передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Все казалось до гениального просто — выдачу полисов ОСАГО привязали к прохождению ТО. Если машина техосмотр не прошла, то и полис по законодательству сегодня получить нельзя.
Но те, кто внедряли эту систему, основанную на западном опыте, видимо,
не учли российский менталитет. В Европе эффективность такой системы обеспечивает высокий уровень конкуренции в сфере страхового и автомобильного бизнеса. Проводить технический контроль могут все автомастерские, располагающие необходимой технической базой и соответствующей лицензией. Нарушения процедуры техосмотра влекут за собой отзыв лицензии и солидные материальные потери.
У нас в этой сфере царит монополизм. В Сыктывкаре, к примеру, государственным техническим осмотром занимается лишь одна структура — Автоконтроль. Правда, в других регионах и в этой сфере появилась конкуренция.
Еще большая конкуренция существует на рынке страховых услуг. Но именно на этом рынке больше всего нарушений. В погоне за клиентом страховщики готовы предоставлять тем, кто к ним обратится, хоть луну с неба. Именно поэтому
полис ОСАГО сегодня можно получить без всякого прохождения техосмотра. Об этом сегодня не знает только или очень ленивый, или очень добропорядочный гражданин, который раз в два или три года едет на станцию ТО не столько за талончиком, сколько за тем, чтобы убедиться — нет ли в тормозной, рулевой и других системах его автомобиля скрытых недостатков, которые на дороге могут привести к аварии.
Черный рынок Как получить полис ОСАГО, не проходя техосмотра? Оказалось, способов сегодня очень много.
Знакомые автомобилисты, уже изучившие процедуру «беспроблемного» оформления «от и до», посоветовали мне не заморачиваться выездами в страховую компанию.
За полторы тысячи рублей страховой агент сегодня готов приехать в офис и оформить страховку на месте «без осмотра» автомобиля. Однако я решил все испытать на своей шкуре. В минувший вторник корреспондент «Трибуны» отправился на столичный автомобильный рынок, где работают сразу несколько представительств страховых компаний.
Заранее я придумал легенду: в отдаленном поселке Нижний Турунъю Койгородского района есть автомобиль, который достался от умершего родственника. Чтобы перегнать его в столицу, нужна страховка. Требуется узнать: нельзя ли ее получить без прохождения техосмотра?
Увы, это заготовленное вранье оказалось никому не нужным. Девушка в лубяной избушке с надписью «автострахование», узнав, что мне нужен полис ОСАГО, сразу вооружилась калькулятором.
Она быстро подсчитала, что страхование старенькой отечественной «шестерки» со «всеми делами» обойдется в 3800 рублей.
— Но учтите, что до приезда в Сыктывкар я не смогу пройти техосмотр, — попытался я ее урезонить.
— И не надо, — успокоила страховой брокер. — После того, как вы оформите страховку, мы предоставим вам и диагностическую карту, которая подтвердит прохождение техосмотра.
— Но ведь это будет неофициальный документ? — в лоб спросил я девушку. — И с ним могут возникнуть проблемы в будущем?
— Нет, — честно заверила брокер. — Эту карту выдаст по договоренности с нами компания, которая занимается техосмотром. Так что все будет официально...
Такой же или примерно такой же разговор состоялся у меня еще в двух точках оформления полиса ОСАГО.
Конечно, такие условия оформления ОСАГО привлекают клиентов, как яркий свет бабочек. При мне в салоне страховку оформили двоим клиентам. И обоим было сказано — диагностическую карту они получат в ближайшие дни без всякой мороки с осмотром машины. Игра на этом рынке стоит свеч. По неофициальной информации, заработок страховых брокеров, имеющих «наработанную» клиентскую базу, доходит до 100 тысяч рублей в месяц.
Мысль о том, что часть этих денег может быть замарана кровью жертв будущих автоаварий, видимо, совсем не посещает красивые головы автоброкерш и автоброкеров.
Единственное место, где меня сразу же отправили по известному адресу, на Сысольское шоссе (там находится одно из подразделений Автоконтроля), был салон сотовой связи «Связной» на улице Коммунистической. Здесь, даже не глядя на копию паспорта технического средства (ПТС), меня сразу же попросили предъявить талон о прохождении техосмотра.
— Без т /29.11.2013/
http://www.tribuna.nad.ru/modules/news/ ... ryid=10834