Зарегистрирован: 23 июн 2009, 11:52 Сообщений: 927 Откуда: Москва-Томск-Печора
|
Крик души Печорское время 14.03.2012Поводом для нашей встречи с психологом СОШ № 10 Ириной ЗИНЧЕНКО стали участившиеся в последнее время случаи суицидов подростков и молодых людей, о которых рассказало центральное телевидение. Ни для кого не секрет, что они происходят и в нашем городе — достаточно просмотреть полицейские сводки на страницах местных газет. читаем далее... — Ирина Леонидовна, с чем вы связываете участившиеся случаи суицидов среди подростков?
— Проблема суицидов существовала в нашем обществе и ранее. Другое дело, что мы не всегда располагаем полной информацией о том, как часто это происходит. Как правило, такое мнение создается в обществе во время вспышек этого явления за короткий промежуток времени. Должна сказать, что мысли о самоубийстве возникают довольно часто, особенно в подростковом возрасте.
С чем я это связываю? Суицид в большинстве своём — попытка таким образом решить какие-то межличностные проблемы, связанные с любовными, семейными отношениями и т.п. Понятно, что это уход, желание избежать решения проблемы, даже привлечь к себе внимание ценою собственной жизни. Если говорить о подростках, совершивших суицид, то, как правило, эти дети были лишены внимания со стороны близких: где-то их недолюбили, недооценили, не признали...
Зачастую попытка суицида не планируется у подростков как завершённый акт. В глубине души ребёнок рассчитывает на то, что будет спасён, но, увы, далеко не всегда удаётся создать эффект «только попугать», и тогда наступает реальная смерть. В любом случае, суицид — это крик души. В основе суицида, как правило, лежит проблема, которая долго зреет и которую подросток не в состоянии разрешить. Это не спонтанное решение, даже если на первый взгляд оно выглядит таковым.
— Но ведь во многих случаях, вернёмся к тем же телесюжетам, звучит информация о том, что дети, совершившие суицид, были из нормальных, благополучных семей.
— Это, как правило, довольно поверхностные заявления. Откуда посторонние люди могут знать, что на самом деле происходило в этой семье? При этом внешне всё может обстоять самым замечательным образом. Не забывайте, взрослые люди умеют скрывать истинное положение вещей за маской внешнего благополучия.
Чем благополучная семья (я не имею ввиду внешние признаки) отличается от неблагополучной? Тем, что в благополучной семье родители обязательно заметят, что с ребёнком что-то происходит, потому что между взрослыми и детьми существуют доверие, взаимопонимание. Это несложно, поскольку дети ещё не научились настолько скрывать свои истинные чувства и эмоции. На суицид решаются обычно те, кто не нашёл поддержки ни у родителей, ни у друзей, ни в другом своём окружении.
— На мой взгляд, в нашем обществе почему-то не существует практики обращения за помощью к психологу. Почему, как вы думаете?
— Похоже, мы ещё не доросли до европейского уровня, где обращение за помощью к психологу, психоаналитику стало каждодневной практикой. К тому же нельзя сбрасывать со счетов психологию маленького провинциального города, где так или иначе все друг друга знают. Люди зачастую боятся огласки и того, что их тайна станет предметом обсуждения за их спиной. Это на самом деле серьёзная проблема.
— Лично к вам за помощью обращаются ваши знакомые?
— Среди психологов существует негласное правило, запрещающее оказывать психологическую помощь родственникам, друзьям, хорошим знакомым. Поскольку я знаю человека, пришедшего ко мне на приём, мне будет сложно абстрагироваться и безэмоционально отнестись к решению его проблемы. В этом всё дело.
— Дети, с которыми вам приходится работать, более откровенны, чем взрослые, или нет?
— Удетей также существует опасение огласки. Когда прихожу в класс для проведения диагностики, первый вопрос, который слышу: «А кто ещё об этом узнает? Кому вы это будете рассказывать?» Особенно это волнует новичков — приходится их успокаивать.
— А если к вам со своей проблемой пришёл конкретный ребёнок. Как он себя ведёт?
— Те, кто приходят, готовы говорить, поскольку настроены на то, чтобы получить помощь. Не обращаются те, кто боится либо не осознаёт того, что им нужна помощь специалиста.
Между прочим, есть такая категория людей, в том числе детей, которые знают, что у них есть проблема, понимают, с кем её можно обсудить, но не могут высказаться, найти нужные слова. Я в таком случае привожу пример: «Вы сидите дома. Вам плохо, но, пока вы не вызовете скорую помощь, она сама к вам не приедет». Нужно самому преодолевать эту ситуацию.
— На ваш взгляд, в городе существует комплексная система оказания психологической помощи населению?
— Во-первых, ЦПСиД «Ассоль» занимается работой со всеми категориями населения: семьей, подростками и детьми дошкольного возраста. В их структуре, естественно, имеются и психологи. Кроме того, в настоящее время в каждой школе есть свой психолог. Они также работают в учреждениях дополнительного образования.
Отдельные психологи ведут частную практику: каждый консультирует по своему направлению. Остальные работают с определёнными категориями населения. Но единой системы по оказанию психологической помощи населению на уровне города нет.
— А такой центр нужен?
— Думаю, что да. В настоящий момент его роль, возможно, выполняет ЦПСиД «Ассоль», поскольку любой человек может к ним обратиться за консультацией. Кроме того, существует региональный телефон доверия. Его номер 8-821-221-11-66.
Что касается единого городского центра, это будет уже другой уровень, и люди иначе будут относиться к работающим там психологам. Возможности такого центра будут намного шире, нежели наши: там можно будет не только получить консультацию, но и пройти тренинги более масштабного уровня. Такой центр есть в Сыктывкаре, других городах. Все они успешно работают и очень востребованы.
— На методобъединении психологов вы обсуждали эту идею?
— Мы обсуждали другую идею — создание экспериментальных площадок. Каждый из нас, по большому счёту, варится в собственном соку. А площадка даёт возможность на конкретной группе детей апробировать новые диагностики, новые методики, выделить отдельные направления, выяснить эффективность той или иной методики. Одним словом, идея есть, но до её реализации пока не дошли.
Между тем до сих пор существует мнение, что психологи в школах не нужны. Обычно оно исходит от родителей. Их основной аргумент: «Мы же выросли без психологов — и ничего!»
— А что бы вы сказали в свою защиту?
— Я очень сожалею, что в своё время в моей школе не было психолога, потому что у меня были проблемы и вопросы, в решении которых они бы очень помогли. Главная его задача — оказывать помощь ребятам и взрослым, как педагогам, так и родителям. Сопровождение учебного процесса — задача вторая, хотя тоже очень важная.
Как одному педагогу найти общий язык с разными детьми? Для выполнения этой задачи проводим семинары, педсоветы, на которых обсуждаем психологическую составляющую учебного процесса. Например, существует программа «Одарённые дети». Это особая категория учащихся, которая требует к себе определённого подхода.
А потом не нужно забывать, насколько сильно изменился мир, в котором живут наши дети: появились новые технологии — мобильная связь, компьютеры...
— Для связи с нашей темой напомню вам сюжет, показанный по ТВ: разъярённый отказом матери включить компьютер, подросток пообещал выброситься из окна дома, осыпая при этом мать ругательствами...
— Это действительно огромная проблема: влияние на наших детей компьютера. Почему ребёнок так прореагировал? Скорее всего, раньше маме было удобно, что он сидит дома за компьютером. Она воспринимала этот факт как хорошую альтернативу улице с её негативом.
Родитель, пока ребёнок мал, может уповать на свой авторитет: сказал «отключай компьютер», и он отключает. Вначале запрет действует, но по мере роста дитяти, он перестаёт действовать. Происходит своеобразная подмена: авторитет компьютера перерастает авторитет родителей. Семья со своими ценностями, даже если она их сохранила, отступает на второй план. Ребёнку виртуальный мир становится интереснее, чем реальный.
За что мама винит ребёнка? Ведь изначально она сама этого хотела, чтобы сын был дома. Так что его реакция с точки зрения психологии вполне ожидаемая. Если говорить о запретах и контроле со стороны взрослых, то они должны присутствовать в самом начале освоения ребёнком компьютера. Необходимо установить для него четкие временные рамки, знать, в какие игры ребёнок играет, на какие сайты заходит. Ведь компьютер, по большому счёту, — рабочий инструмент, а поэтому нужно найти и задействовать какие-то творческие программы, например, фотошоп, рисование, дизайн, чтобы увлечь ребёнка.
— Мне кажется, нужно постараться сформировать у ребёнка ответственность нормального, здорового пользователя — потреблять только качественную информацию, которая не нанесёт вред тебе и твоей семье. Это, конечно, сложная задача, но в сотрудничестве с психологом, возможно, вполне выполнимая.
— Согласна, запреты не помогут, поскольку непродуктивны, особенно если ваш ребёнок уже вырос. Тут нужна другая тактика.
— Каким образом через СМИ можно донести информацию о том, где человек, живущий в нашем городе, может получить психологическую помощь в случае необходимости?
— Эту информацию центры и психологи, имеющие частную практику, обязательно должны давать в СМИ. В газетах можно создать постоянно действующие рубрики: отвечает или консультирует психолог. У нас была задумка опробовать на практике форму «круглого стола» в режиме «он-лайн» с приглашением всех заинтересованных лиц, которые могли бы сразу получить ответ на свой вопрос.
Кроме того, необходимо помнить, что есть региональный телефон доверия (круглосуточный), куда можно позвонить, если вы действительно не видите выхода из ситуации. Можно обратиться в ЦПСиД «Ассоль» по телефону 7-92-26, к школьным психологам. В каждой школе есть стенд с информацией по оказанию помощи в кризисных ситуациях с номерами телефонов и адресами необходимых служб. Только не нужно бояться сделать первый шаг навстречу специалисту.
Беседовала Тамара ЮРЧЕНКО.
_________________ Вышли мы все из Печоры, дети семьи трудовой!
|
|