«ЗАРУБИНКОРПОРЕЙТЕД»: 12 лет в Республике Коми. Часть V. Аферы-3 (ФОТО, ССЫЛКИ)
18:18 12 января 2014г.
«ЗАРУБИНКОРПОРЕЙТЕД»: 12 лет в Республике Коми. Часть V. Аферы-3 (ФОТО, ССЫЛКИ)
Валерий Жохов (слева) выяснил, что
процессом по переводу активов дорожных госкомпаний в частные руки руководил Константин Ромаданов (в центре)
по указанию Павла Орды. Фото газеты «Зырянская жизнь» и rkomi.ru
(Продолжение. Часть I, часть II, часть III, часть IV-1, часть IV-2, часть V-1, часть V-2).
Если от жирного пирога монстров топливно-энергетического комплекса, представленных в республике дочерними структурами, зарубинской группировке удавалось (а вернее, дозволялось) отщипнуть лишь малую толику, то финансово ёмкие предприятия республиканского подчинения хозяева Жёлтого дома рассматривали уже в качестве своей
законной добычи. В этой связи показательна
история рейдерского захвата отраслеобразующих дорожных госпредприятий, занимавшихся строительством, ремонтом и содержанием автодорог и мостов в Коми.
В июне 2004 года Глава РК Владимир Торлопов подписал распоряжение о создании государственного унитарного предприятия «Автомобильные дороги Коми» («Автодор Коми») с уставным капиталом 500 тыс. рублей и с ведомственной подчинённостью республиканскому дорожному комитету, возглавляемому в то время «бойцом» зарубинского призыва Валерием Аликиным.
С момента подписания распоряжения не прошло и месяца, как вновь
созданное предприятие, не располагавшее к тому времени ни производственными мощностями, ни персоналом, ни даже лицензиями на деятельность, вдруг выиграло тендер на восстановление автодорог Сыктывкара стоимостью 106 млн. рублей, выделенных из республиканского бюджета, опередив участвовавшее в торгах мощное Сыктывкарское ДРСУ, не имевшее на тот момент конкурентов в области ремонта и обслуживания дорог столицы республики и её окрестностей.
На деле восстанавливать столичные дороги пришлось, понятно, названному ДРСУ, но уже в качестве субподрядчика у существовавшего только на бумаге «Автодора Коми» и, естественно, за меньшие деньги. Скандальный тендер не мог пройти мимо внимания прокуратуры. Однако надзорный орган республики не спешил проводить проверку. И только тогда, когда 106 млн. рублей были освоены до последней копейки, в столичную мэрию было направлено пространное представление, суть которого сводилась к тому, что
ГУП «Автодор Коми», не имевшее необходимых лицензий, соответственно, не имело права даже участвовать в конкурсе на получение муниципального заказа. Кроме того, выяснилось, что правила проведения тендера устанавливал не Совет МО «Город Сыктывкар», как это положено по закону, а начальник управления капитального строительства городской администрации Ирина Стенина, позже по другому делу признанная судом виновной в нецелевом расходовании бюджетных средств, совершённом в особо крупном размере.
Виновные же в проведении незаконного тендера остались безнаказанными, а вице-мэр города Александр Эпштейн, сохраняя серьёзную мину, прокомментировал полученное представление: «Мы благодарны прокуратуре за работу по выявлению наших нарушений, впредь обещаем их не допускать».
Получив незаконным путём первые серьёзные деньги, «Автодор Коми» обзавёлся офисом и штатом конторских работников, а жёлтодомовские комбинаторы приступили к реализации
следующего этапа многоступенчатой операции, заключавшегося в поглощении вновь образованным ГУПом государственных же дорожных ремонтно-строительных управлений Сыктывкара, Ухты, Княжпогостского и Сысольского районов, на тот момент действовавших в качестве самостоятельных предприятий. Тут случилась небольшая заминка: высокорентабельное ГУП «Сыктывкарское ДРСУ», обжёгшееся к тому же на только что проигранном по вине нечистоплотных «судей» тендере, вливаться в «Автодор Коми» на добровольных началах
решительно отказалось. Имея на то законные основания.
2004 год. Осадой территории взбунтовавшегося Сыктывкарского ДРСУ...
Тогда Жёлтый дом в лице уже упомянутого Валерия Аликина (позже судимого по обвинению в халатности и причинении крупного ущерба РК) и руководителя Мингосимущества РК Владимира Беляева (в настоящий момент обвиняемого в совершении хищений республиканского имущества в особо крупных размерах и скрывающегося от правоохранительных органов)
попробовал призвать строптивых сыктывкарских дорожников «к порядку» репрессивными методами. ...руководил Валерий Аликин. Фото газеты «Зырянская жизнь»
Руководителя непокорного ДРСУ Андрея Чиркова в нарушение трудового законодательства
уволили (причём увольняли его, каждый раз восстанавливавшегося в должности по суду, неоднократно), а поддержавших своего гендиректора рабочих оставили без зарплаты: республиканское дорожное ведомство и
«Автодор Коми» не перечисляли предприятию деньги за выполненные по их же заказу работы. Между тем з
а время отсутствия Чиркова его сменщики, назначаемые властью, передали ликвидные активы ДРСУ дорожному ведомству, а числившаяся на балансе предприятия дорогостоящая немецкая асфальтосмесительная установка была передана «Автодору Коми»... неким частным предпринимателем. Кроме того,
вскоре выяснилось, что ГУП «Сыктывкарское ДРСУ» уже не значится в едином реестре госпредприятий.Небезосновательно опасаясь того, что наёмные менеджеры Жёлтого дома могут разворовать последнее, рабочие Сыктывкарского ДРСУ организовали круглосуточную охрану территории предприятия, вывесив на воротах транспаранты
«Позор продажным чиновникам Коми» и «Главу РК – в отставку», и уведомили власть о том, что в связи с невыплатой зарплаты они приостанавливают работу по обслуживанию почти 400 километров пригородных дорог Сыктывкара.
Противостояние между нежелающим поглощаться коллективом предприятия и властью продолжалось до конца 2004 года, а развязка наступила за два дня до Нового года, когда
был проведён силовой захват территории и офиса ДРСУ с участием бойцов республиканского ОМОНа и сотрудников батальона патрульно-постовой службы сыктывкарского УВД. Сломив сопротивление бунтовщиков,
Жёлтый дом закрепил за ГУП «Автодор Коми» активы всех четырёх вышеупомянутых ДРСУ, а в марте 2007 года преобразовал его в открытое акционерное общество, 100% акций которого пока ещё принадлежали республике и в следующем году были переданы в управление учреждённому республиканской властью ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов РК» – структуре, как выяснилось впоследствии, позволяющей без лишнего шума и пыли переводить госактивы в частные руки. Именно это и произошло с государственным имуществом дорожных компаний республики, оказавшимся в распоряжении «Автодора Коми».
В сентябре 2008 года ОАО «Автодор Коми»
учредил ООО «Автодор Комплект» и передал в уставной капитал последнего недвижимость, асфальтовые заводы и технику на общую сумму 146 млн. рублей. Взамен «Автодор Коми» получил во вновь созданном ООО 49-процентную долю, в то время как 51% отошло другому учредителю – некоему ООО «Дорстройиндустрия», владеющему щебёночным карьером и принадлежащему
частным лицам.
Самое же интересное заключалось в том, что одновременно «Автодор Коми» подписал с учреждённым им предприятием договор аренды, в соответствии с которым обязался выплачивать ООО «Автодор Комплект»
за использование своего же вложенного в уставной капитал общества оборудования арендную плату в размере свыше 1 млн. рублей в месяц.Занимавший в то время должность начальника юротдела «Автодора Коми» Владимир Жохов попытался было выяснить у своего непосредственного руководства, почему нарушается устав общества, в котором сказано, что вывести активы предприятия возможно только с согласия собственника – Республики Коми – и только путём выставления акций на торги на конкурсной основе, но был предупреждён, что в случае, если он и дальше будет «копать в этом направлении», то очень скоро лишится работы.
Жохов совету не внял и вскоре узнал, что
все процессы, связанные с деятельностью ОАО «Автодор Коми», лично курирует один из членов совета директоров общества, замглавы Коми Константин Ромаданов. Константин Ромаданов взялся за дороги. Фото Кирилла Затрутина/zyryane.info
«Я спросил у Мальцева (Константин Мальцев, в то время – руководитель Фонда поддержки инвестиционных проектов РК – ред.), почему так выходит, что Ромаданов руководит «Автодором Коми»? Он говорит, мол, у меня от Орды (Павел Орда, тогда – первый замглавы РК – ред.) команда: не лезть туда, – делился в беседе со мной результатами своих изысканий Владимир Жохов. – Я – к Поздееву (Иван Поздеев, в то время – замглавы РК, курировавший, в том числе, дорожную отрасль – ред.), а он говорит, что у него Орда изъял «Автодор» полностью. И тогда я понял, почему с бумагами подходят не к Мальцеву, председателю совета директоров ОАО «Автодор Коми», а к Ромаданову, который был просто членом совета. Ну и я так решил, что это
Орда дал команду Ромаданову, а тот подводит «Автодор» к банкротству».В обоснование своего умозаключения Жохов сообщил мне тогда, что предприятие практически перестало участвовать в торгах на получение дорожных ремонтно-строительных подрядов, и в связи с отсутствием должного объёма работ большинство рабочих были переведены на 4-часовой рабочий день. Более того, оказалось, что
вместо строительства дорог «Автодор Коми» в качестве генподрядчика занялся возведением... спортивного комплекса в сыктывкарском микрорайоне «Орбита». Причём в договоре на строительство спорткомплекса было прописано, что
выполненные в 2008 году работы будут оплачены заказчиком лишь в 2010 году. «И мы всю свою прибыль за 2007 год угрохали туда, – признался начальник юротдела «Автодора Коми». – А рабочие, ждавшие премии, остались ни с чем».
В 2009 году на устранение недоделок генподрядчику снова пришлось вкладывать в непрофильное строительство десятки миллионов своих кровных рублей.
Зато теперь в построенном дорожниками спорткомплексе играет команда супер-лиги по мини-футболу «Новая генерация» – любимое детище замглавы РК Константина Ромаданова. А уволенный за излишнюю любознательность Владимир Жохов обратился в прокуратуру Коми с просьбой дать правовую оценку сделкам «Автодора Коми», заодно проинформировав надзорный орган о том, что на руководящих должностях этого предприятия находятся родственники людей, занимающих высокие посты во властной иерархии республики, в частности,
сыновья главного федерального инспектора по РК Олега Алтухова и председателя Верховного суда РК Вячеслава Шишкина.
Ставивший неудобные вопросы Владимир Жохов был уволен. Фото автора
Стоит ли говорить о том, что возглавлявший в то время прокуратуру Коми Владимир Поневежский и непосредственно осуществлявший проверку заявления Жохова отдел прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции никаких нарушений закона в действиях должностных лиц, связанных с «Автодором Коми», не выявили?В начале 2009 года выяснилось, что насчитывавший к тому времени уже 17 филиалов в городах и районах Коми «Автодор Коми» существенно экономил на зарплатах более полутора тысяч своих работников, незаконно отказываясь на протяжении четырёх лет присоединяться к федеральному отраслевому тарифному соглашению (ФОТС). В результате рабочие предприятия получали почти в два раза меньше, чем их коллеги из прочих дорожных компаний. По мнению председателя Коми рескома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, руководство «Автодора Коми» – единственного из дорожных предприятий республики, отказавшегося войти в ФОТС, –
обманным путём получило возможность недоплачивать своим работникам, тем самым нарушая их социальные гарантии. Сотни работников компании обратились в суды с исками о перерасчёте заработной платы.
Суды между тем не торопились с рассмотрением дел, как будто выжидая чего-то. Вскоре стало ясно, чего: в ноябре 2009 года произошла очередная реорганизация «Автодора Коми» путём выделения из него четырёх ОАО: «Проектно-изыскательской компании», «Дорожно-сервисной компании», «Коми дорожной компании» и «Комидорресурса». Причём последним двум из перечисленных ОАО отошла большая часть уставного капитала «Автодора Коми», – соответственно, 89 и 323 млн. рублей.
Три из четырёх выделенных из «Автодора Коми» ОАО возглавил один человек - Дмитрий Безносиков. Фото автора
«Проектно-изыскательская компания», которой при дележке активов «Автодора Коми» не досталось практически ничего, была куплена на открытых торгах, состоявшихся в феврале 2010 года, ОАО «Строительно-монтажное управление №1» за 2 млн. рублей.
Три же других «осколка» «Автодора» – «Комидорресурс», которому отошло практически всё имущество материнской компании, «Коми дорожная компания», в которую приняли на работу часть рабочих «Автодора», и «Дорожно-сервисная компания» – были проданы Фондом поддержки инвестиционных проектов РК в начале 2011 года питерскому ООО «Форт Нефтепродукт» за 551 млн. рублей.Стоит заметить, что, готовя компании к продаже, названный фонд, одним из членов совета директоров которого являлся и является до сих пор всё тот же Константин Ромаданов, предоставил «Коми дорожной компании» баснословно дешёвый кредит –
40 млн. рублей под 5% годовых, а «Комидорресурсу»
бесплатно (в обмен на дополнительно выпущенные акции) передал к уже имеющимся у того активам имущество на сумму 78 млн. рублей. У Константина Ромаданова надёжные тылы. Фото Кирилла Затрутина/zyryane.info
В результате на момент продажи «Комидорресурс» располагал 120 зданиями, 103 сооружениями, 801 единицей машин и оборудования, 436 единицами транспортных средств и всего двумя штатными сотрудиками (данные взяты из годового отчета ОАО «Комидорресурс» за 2011 год),
сдавая всё перечисленное имущество в аренду сторонним организациям. В том числе – «Коми дорожной компании»,
выручка которой в год, предшествующий её продаже, составила без малого 1 млрд. рублей. Что же касается покупателя дорожных активов республики, ООО «Форт Нефтепродукт», то, судя по некоторым документам, он окончательно расплатился с Фондом поддержки инвестиционных проектов РК лишь в конце 2012 года. Известно также, что это ООО находится по тому же адресу (Санкт-Петербург, Московский проспект, 212), что и головной офис крупной холдинговой компании «Ленинец», а руководитель общества, Сергей Ветрогонский, одновременно возглавляет другое ООО – «Корпорацию безопасности холдинговой компании «Ленинец». Остаётся добавить, что
в этом же питерском холдинге на руководящих должностях с 2001-го по 2007 работал депутат Госдумы РФ, а затем сенатор от Коми Евгений Самойлов. Евгений Самойлов приобрёл всероссийскую популярность благодаря своим связям со скандальным руководством Минобороны. Скриншот газеты "Деловой Петербург"
А выполнивший свою посредническую роль по перекачке дорожных активов республики в частные руки «Автодор Коми», обременённый долгами, с остаточным уставным капиталом в размере 14 млн. рублей, вскоре прекратил свою основную деятельность и
попал под процедуру банкротства. Конкурсный управляющий предприятия до сих пор пытается продать то, что осталось от некогда могущественного ОАО: стол и кресло руководителя, сейф, шкаф, диван, зеркало, вешалку напольную, чайник...
(Продолжение следует)
Автор: Сергей Сорокин