Газета "Печорское время" 21.10.2015 г.
Хлопотное хозяйство
МУП «Рембыттехника» — старейшее в городе предприятие, которое оказывало и продолжает оказывать населению самые разные услуги бытового характера. Располагает большими площадями: это помещения по ул. Островского, д. 74, здание Дома быта по ул. Ленина, д. 24 и собственно здание, где располагается в том числе офис предприятия — ул. Ленинградская, д. 25/14.
С 28 июля его возглавила новый директор — Светлана Борисовна Новикова, в прошлом предприниматель, работала в сфере общепита. Имеет среднее техническое образование. В настоящее время заочно обучается в Московском институте управления и финансов по ускоренной программе. Мы встретились со Светланой Борисовной, когда она отработала в новой для себя должности два с половиной месяца.
— Конечно, хозяйство мне досталось хлопотное, но стабильно работающее. Основное направление деятельности — это сдача площадей в аренду.
— С чего начали, Светлана Борисовна?
— Прежде всего познакомилась с нормативно-правовой базой и начала приводить все в соответствие с ней. Мы оказываем населению самые разные услуги, в том числе парикмахерские, по изготовлению ключей и т.п. Просчитав экономическую составляющую отдельных наших точек, я увидела, что они нерентабельны, поэтому было принято решение об их закрытии.
Парикмахерам я предложила работать строго по договорам и обслуживать клиентов по квитанциям, игнорирование которых является грубейшим нарушением кассовой дисциплины. В течение последних двух лет они не использовали в своей работе бланки строгой отчетности. В итоге в зале мы установили кассу, что наше внутреннее положение нам позволяет.
Естественно, не всем эти нововведения понравились — двое уволились. Оставшиеся попросили взять помещение в аренду, открыв прежде свое ИП. Я согласилась, поскольку это было выгодно обеим сторонам. Естественно, что прежде я посчитала годовую прибыль: она нас вполне устраивала.
Пришлось говорить персонально с каждым арендатором. Дело в том, что у предприятия большая дебиторская задолженность — больше 5 млн. рублей, так как с ними не велась систематическая работа по взысканию долгов по аренде. Некоторые не платили в течение трех лет. В настоящее время мы ввели штатную единицу юриста, который начал активно заниматься претензионно-исковой работой. В итоге дебиторская задолженность за два месяца сократилась на 1 млн. 643 тыс. рублей. Подготовлено и уже направлено в суд три иска на сумму почти 500 тысяч рублей.
Пришлось наводить порядок и в кадровых вопросах относительно техперсонала. Числилось 10 уборщиц помещений. Их фонд годовой оплаты составлял 2,5 млн. рублей. Это много, поскольку по договорам аренды они должны убирать только лестничные пролеты, коридоры и места общего пользования. Не более того. Арендаторы сами должны заботиться о чистоте своих помещений. Потому мы провели аукцион по клинингу, т.е. уборке помещений наших трех зданий, и решили этот вопрос. Оставшимся без работы женщинам предложили вакансии дворников, которые нам действительно были нужны. Кто-то согласился, кто-то — нет. Во всяком случае, мы искали для них альтернативные вакансии.
— Что было сделано еще?
— В течение сентября мы полностью заменили систему отопления на первом-втором этажах в здании по ул. Ленинградской, д. 25/4, установили новые счетчики. Восстановили систему пожарной сигнализации и пожаротушения. Все три здания оснастили кнопками тревожной сигнализации. Установили везде систему видео-наблюдения. Назначили ответственных лиц, которые будут отвечать за сохранность имущества во всех трех зданиях.
Кроме того, мы ввели должности администраторов, которые прошли обучение и будут работать с потенциальными арендаторами, владея всей информацией, интересующей последних. Это тоже шаг навстречу людям.
Недавно у нас прошла аудиторская проверка, которую провела одна из сыктывкарских компаний. Мне нужно было понять, где у нас слабые места и в каких направлениях следует двигаться, чтобы повысить доходность предприятия. Скажу честно: пока полной и ясной картины у меня нет, особенно что касается ревизии торговых точек. Предварительные результаты, скажем так, не очень хорошие.
— А что показала проверка в отношении прибыли предприятия?
— За 7 месяцев 2015 года сумма прибыли составила 2 млн. 259 тыс. рублей. В основном, конечно, за счет сокращения непроизводительных расходов и взыскания дебиторской задолженности. Сумма, подлежащая уплате в бюджет МР «Печора», составит 630 тысяч рублей.
— А какие вы видите еще варианты пополнения бюджета предприятия?
— Я прекрасно понимаю, что строить финансовое благополучие предприятия, рассчитывая только на арендную плату и возврат долгов, неправильно и недальновидно. У нас есть несколько проектов, которые мы хотим запустить. Мы располагаем большими свободными площадями (300-400 кв. метров) в том же Доме быта по ул. Островского. Их никто не берет в аренду. А использовать их несколько раз в год под ярмарки-выставки — неэффективно и невыгодно для нас.
Была идея занять эти площади под кинозал, но в настоящее время мы не сможем реализовать ее по финансовым соображениям. Зато сможем открыть детские развлекательные комнаты с различными аттракционами, своей программой. Хотим сделать это к Новому году. Также планируем открыть несколько новых видов деятельности, то есть начать самим зарабатывать деньги. Остановились на таких направлениях, как рекламная, развлекательная, банно-прачечные услуги, химчистка. Подумываем открыть социально-ориентированный общепит в формате прежних столовых, буфетов. Это последнее направление мне хорошо знакомо, поскольку сама работала в общепите.
Все необходимое для реализации этих планов у нас есть: площади, ресурсы, возможности, молодой, работоспособный коллектив. Я открыта для людей, ко мне можно прийти с любым вопросом. Многие из арендаторов работают с нами с 90-х годов. Я вижу, что они переживают за дальнейшую судьбу и будущее предприятия, и ценю это. Предприятие продолжает работать, никаких сокращений не предвидится. Мы заинтересованы в наших специалистах. Пусть незначительно, но у нас снизилась сумма оплаты аренды помещений. Например,
1 кв. метр 1 этажа на ул. Островского, д. 74 стоит 303 рубля (по городу — 500-700 руб-лей), 2 этажа — 242 рубля. Будет утверждена новая ставка, мы, конечно, обязаны от нее отталкиваться, но завышать цены не собираемся.
В ближайшее время в Москве будет проходить выставка «Крокус-Экспо» по клинингу, одним словом, по бытовому обслуживанию населения. Мы хотим, чтобы один из представителей предприятия побывал там и привез оттуда всю интересующую нас информацию. Надеюсь, что такие услуги, как химчистка, стирка белья, в Печоре будут востребованы. Но это не краткосрочные перспективы. Что касается финансирования новых проектов, то я предпочитаю не брать кредиты, а зарабатывать деньги самим, полностью исключив ненужные траты. Это моя принципиальная позиция.
На 2016 год нам предстоит много ремонтов. В плачевном состоянии находится Дом быта по ул. Ленина. Начнем ремонт с крыши, а потом уже зайдем внутрь. Предприниматели, поверьте, умеют считать деньги. Я не привыкла сидеть на зарплате. Для меня привычней их зарабатывать.
— Если не секрет, какая у вас сейчас зарплата?
– Не секрет: 47 тысяч рублей. Я считаю, что для начала нужно себя проявить, а уж потом говорить о повышении зарплаты. И вообще, сначала деньги нужно заработать и сохранить то хорошее, что уже есть.
— Вы считаете себя жестким руководителем?
— Все говорят, что я жесткий руководитель. Возможно, я так выгляжу чисто внешне, но я не умею льстить, например. Могу принимать непопулярные, как теперь говорят, решения, если они на благо предприятию и если мне придется за них отвечать.
Я знала и понимала, на что шла. Я пришла работать, а не зарабатывать... Надеюсь, результаты будут видны уже через год.Коллектив неплохой, только перед ним не те задачи ставили.
— Спасибо вам за беседу.
Интервью взяла Тамара ЮРЧЕНКО.
Снимок автора.