Кто заплатит больше? Печорское время 02.12.2015
Под большим вопросом находится реализация проекта «Прокладка магистрального трубопровода теплосети от Н018 до ТК-8 по ул. Ленина». 10 ноября на заседании Совета ГП «Печора» депутаты отклонили предложенный проект решения, основная финансовая нагрузка которого приходится на повышение тарифа на тепло. Мы беседуем с Александром ШАБАНОВЫМ, возглавляющим городское поселение и депутатский корпус Печоры, на тему возможных вариантов решения проблемы надежности теплоснабжения железнодорожной части.
— Александр Исаевич, надо ли копья ломать? Неужели нельзя построить резервную нитку трубопровода от ГРЭС до тепловой камеры № 8, не залезая в карман потребителя тепла?
— Вне сомнений и даже не обсуждается тема необходимости резервной нитки. Она нужна прежде всего жителям. Остаться зимой без тепла в случае ЧП на трассе — такая перспектива людей не устраивает. А еще лучше иметь твердую гарантию от разного рода чрезвычайщины. Идеальный вариант — располагать двумя резервными нитками, но он слишком дорогой (360 млн. рублей). Поэтому, находясь на позиции здравого смысла, специалисты остановились на рекомендации строительства одной резервной нитки. Цена проекта — 110 млн. рублей, но финансировать его на все сто процентов энергетики не готовы по той лишь причине, что филиал энергетической компании не располагает достаточными возможностями. Они, безусловно, появились бы в одном случае — реальной отдачи от строительства. Замечу: наличие резервных ниток «трубы» не дает ощутимой выгоды ГРЭС, а позволяет лишь повысить надежность эксплуатации трубопровода и гарантирует тепловую безопасность городских жилых микрорайонов. Согласно ФЗ-131, за тепло- и водоснабжение на территории городского поселения отвечает местная власть. Поэтому энергокомпания предлагает нам построить резервную нитку, основываясь на принципе софиансирования. Свою долю финансирования город может искать либо в казне ГП «Печора», либо в кармане населения. Но 64 млн. рублей, то есть более половины стоимости проекта (46 млн. — доля ГРЭС), нереально «закрыть» средствами бюджета городского поселения. Даже бюджет MP «Печора» не в состоянии изыскать такую сумму. Остается конечный потребитель — население. Повышая цену (тариф) на тепло, причем на определенный период, можно найти выход.
— Какую позицию избирают депутаты: строить нитку на долевых началах или не строить ее вовсе?
— Здесь мнения депутатов Совета ГП «Печора» расходятся. Часть из них (неизвестно точно какая) категорична в том плане, что нельзя строить за счет жителей. Но другой источник они тем не менее не предлагают. Со своей стороны я бы хотел привлечь внимание всех заинтересованных лиц поразмышлять над следующим вопросом: что наиболее приемлемо: одноразово повысить тариф, но при этом достичь максимальной надежности теплоснабжения, или оставаться на прежнем тарифе, но жить в ожидании ЧП, когда лопнет труба, причем в самый неподходящий момент, зимой? У нас экстремальные условия, поэтому неразумно создавать себе дополнительные риски. Где-то в Рязани авария на теплотрассе зимой не столь критична, как на Крайнем Севере, где нет времени на устранение аварии на «трубе», которая находится в промерзшем грунте. За несколько часов при морозе 40 градусов можно заморозить всю железнодорожную часть, поскольку трубопровод ГРЭС обеспечивает теплом 90 процентов ее жилфонда.
— Где тепло дороже?
— Тариф, по данным отдела экономики, с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в речной части 2007,6 рубля за 1 гигакалорию, в железнодорожной — 1781,6 рубля. С 1 июля 2016 года повышение, согласно приказу Службы РК по тарифам, коснется всех, составив 9%. Но, чтобы решить вопрос со строительством резервной нитки, необходимо в железнодорожной части осуществить повышение еще на 6%. И даже после этого теплоснабжение здесь не подорожает больше, чем в речной части. Населению придется доплатить за 1 гигакалорию 267,2 рубля.
— Иными словами, служба повышает для всех потребителей тепла тариф, но для строительства этого недостаточно?
— Говоря о 15-процентном повышении цены на тепло для железнодорожной части города, надо сказать правду, что и для речной тариф вырастет на 9 процентов. Тарифная служба региона учла рост цены на газ, инфляционный процесс. Однако строительству эти проценты ничего не дают, точнее — мало что дают. Откровенно говоря, надо вести речь о дополнительном 6-процентном росте, причем только на год. Укрепление энергетической безопасности доброй половины населения нашего города того стоит.
— То есть все равно тепло для железнодорожной части будет дешевле даже после этих повышений?
— Безусловно. Тепло в железнодорожной части априори дешевле.
— Надо понимать, что на 6% дороже придется платить всего год?
— Так и есть: в 2016 году, помимо роста цены на тепло, определенной для всех потребителей на 9%, в железнодорожной части придется еще заплатить больше на 6%. Причем дальше (в 2017, 2018 годах)предстоит вернуться к росту согласно приказу Службы РК на 9%. А за это время обозначенный потолок 6% позволяет энергетикам собрать на строительство 34 млн. рублей. Далее из доходов, полученных от основной деятельности, производитель тепла, ГРЭС, изыщет необходимые станции средства на окончательную реализацию проекта. На первом же этапе энергетикам не обойтись без кредитных средств. Понимая, что жители города являются своеобразными заложниками ситуации, энергетики изыскивают пути для ускорения реализации проекта строительства резервной нитки, отводя ему не пять лет, а максимум три. Руководство энергокомпании отдает себе отчет в том, что часть доходов станции необходимо направить на обозначенные цели.
— Что может произойти в случае непринятия решения?
— Мы можем оказаться у разбитого корыта. Ответьте себе на вопрос: что важнее — ваша личная безопасность или 267 рублей в месяц сверх ранее вносимых сумм за тепло? Большая часть населения, трезво взвесив все «за» и «против», все-таки выберут перспективу остаться в тепле, ведь ликвидация аварии может стоить несоизмеримо дороже. Прекрасно помню зиму 1979 года и аварию на ГРЭС, тогда людей переселяли в школы, Дворец спорта. Не забываю события 2011 года, когда заморозили дом по Социалистической, 20, и вот почему: при подготовке к зиме не нашли денег на замену труб. Люди перед Новым годом три дня сидели без тепла, тем временем менялись стояки в квартирах и расходовались средства, которые в свое время не могли, а точнее не хотели изыскать. Разве не достаточно примера аварии в п. Чикшино под новый 2003 год? Полагаю, хватит наступать на одни и те же грабли, продолжая спорить о том, кто и сколько нам должен. Скупой и неуступчивый всегда платит больше.
Беседовала Раиса ГЛУЩЕНКО.
|