http://www.bnkomi.ru/blog/savinov/Мнение блогера Андрея Савинова
Печору превратят в перевалочный пункт для туристов
14.08.2012 11:46Итак, Печора может стать одной из основных площадок для развития туризма, в том числе круизного. Об этом заявил по итогам рабочей поездки в город заместитель главы Коми Александр Буров.
«У Печоры и Печорского района богатый культурно-рекреационный потенциал, — отметил А.Буров. — В частности, силами местных властей до 2013 года планируется построить историко-культурный комплекс в деревне Бызовая, в рамках проекта «Печора — золотые берега». Он должен стать не только местом отдыха и проведения мероприятий, обучения будущих туристов, но и отправной точкой в пешие и водные походы в горы Полярного и Приполярного Урала и по таежным рекам. Для реализации этих планов планируется приобрести небольшое комфортабельное туристическое судно, приспособленное к передвижению по мелководью». - цитируют СМИ.
Оспаривать богатый культурный потенциал района, привлекательность деревни Бызовая и круиза по р. Печора я не стану. Но этого не достаточно, чтобы вложение в развитие ее туристской рекреации окупились.
Вот причины, которые не дадут Печоре стать туристским центром:
1. Транспортная недоступность и, как следствие, высокая стоимость билетов и длительность дороги.
Билет на поезд Москва (или Санкт-Петербург)-Печора, в одну сторону, стоит 5000 руб. (купе) и 3000 руб. (плац.) . Добираться - 1.5 суток (а это значит минус три дня из отпуска). Получается, что комплекс в Печоре не способен удовлетворить желания туристов добраться побыстрее (самолетом) или подешевле (на собственном авто). Отсеиваем 80% заинтересовавшихся.
2. Малопривлекательные объекты показа.
Приполярный (и уж тем более Полярный) Урал достижим из Печоры только для людей одержимых преодолением непреодолимых трудностей. К той же Народной или Манараге (формально расположенных в Печорском районе) люди ходили и будут ходить из Инты - потому что маршрут к ним удобнее от туда.
Таежные реки Печорского района, сами по себе малоинтересны и уступают по привлекательности рекам Алтая или Карелии. Таким образом, мы отсеиваем из числа потенциальных туристов водников и альпинистов, суровых рыбаков и мажорных круизников. Остаются обычные "экскурсионники" с экологическим уклоном - любители побродить по лесу, посидеть у реки, пожарить картошку и посмотреть как живут люди в соседней деревне.
Что можно делать в Печорском районе? Посмотреть Бызовую (1 день), поплавать по рекам (ну 2 дня), порыбачить (1 день, если ты не одержим рыбалкой), погулять по тайге (ну 2 дня), посмотреть г. Печору (хотя не уверен можно ли его сейчас показывать, но +1 день) = 7 дней.
3. Дороговизна тура.
Считаю грубо. Еще ни кому в Коми не удавалось выйти на рентабельность ниже 1500 руб. в сутки. Чтобы получить прибыль тур должен стоить 2000 руб. Умножаем на 7 дней тура и плюсуем дорогу, дорожные расходы = 26 000 руб. А прибавьте сюда агентсткое вознаграждения турфирмам - и вот путевка стоит уже 30 000 руб. Знаете где может отдохнуть москвич на 30000 руб.?
4. Сезонность.
Даже если учесть что в печорском комплексе будут реализовываться не только летние, но и зимние программы (что в разы увеличивает необходимые инвестиции). Все равно останется значительный период простоя во время осенней распутицы и весеннего ледохода. Все это самым негативным образом отразится или на рентабельности проекта (увеличиваем выше обозначенные суммы в два раза), или на качестве предоставляемых услуг (потому что нанимать на сезонные работы в качестве проводников и аниматоров придется "временщико" не обладающих достаточной квалификацией).
Ну а теперь объясните мне, кто и ради чего поедет отдыхать в Печору? Желаете ли вы потратить свой отпуск + 30000 руб. на поездку за грибами и отдых у речки? Зачем инвестировать средства в проект, окупаемость которого весьма сомнительна?
Вложив миллионы рублей в туристический комплекс печорского района, республика от силы получит прибавку в виде 100 дополнительных туристов.