"Добрая газета", пятница, 30 октября 2009 года. № 37 (37)
Спасение утопающих — дело судебное
Больше месяца потребовалось владельцам автомобилей, чтобы оценить ущерб, причиненный оказавшимся на чуть было не затонувшем пароме, принадлежащем усинской компании ООО РТК «Печора». Напомним, 11 сентября на реке Печоре произошла авария на несамоходной барже сбуксиром Т-63 «Плутон». В результате возникновения пробоины было затоплено два отсека, и судно село на мель в 50 метрах от берега. На барже находилось 15 легковых машин и автомобиль МАЗ, 29 пассажиров, в том числе двое детей, и 3 члена экипажа. Погибших и пострадавших нет, люди были эвакуированы в течение нескольких часов. Тем не менее, некоторые автомобили почти сутки находились в воде. В основном пострадали именно печорские машины, которые стояли ближе к тому краю парома, где образовалась пробоина. За прошедшее время уже практически все автомобили прошли независимую экспертизу, оценивающую суммы ущерба, — в основном цифры превышают 100, а то и 200 тысяч рублей. И не мудрено — пострадали детали кузова, внутренняя обшивка, вода проникла в агрегаты автомобиля, полетела электроника. Многие последствия стали очевидны только после того, как машины были полностью" просушены. Казалось бы, отвечать перед законом должен судовладелец и, разумеется, возместить ущерб владельцам пострадавших авто. Но в этом деле оказалось много неясного, и чем дальше, тем больше возникает вопросов и несостыковок. Вечером 11 сентября, когда поступила информация о том, что недалеко от деревни Даниловка баржа села на мель, в составе следственно-оперативной группы на место происшествия выехали эксперт, оперативные работники, следователь транспортной прокуратуры. Оперативная группа прибыла только около двух часов ночи, когда пассажиры баржи были уже эвакуированы. Осмотрели место происшествия, хотя было темно, получили объяснение у капитана, опросили весь экипаж. На следующий день осмотрели автомобили, которые к тому времени уже были вытащены из воды. По материалам проверки, все опрошенные сходились в показаниях, что баржа и буксирующее ее судно 10 сентября, как только вышли из Вуктыла, не один раз оказывались на мели: уже через час после отправления плавсредства сели на мель в районе д. Подгера — через 4 часа проходящая КС вытащила их, и они продолжили путь. По показаниям некоторых свидетелей, механик в этот момент находился в состоянии алкогольного опьянения. Вечером того же дня баржа снова села на мель в районе реки Щугор, и только в 10 часов утра следующего дня -11 сентября — теплоход «Мурманск» помог ей снова двинуться в путь. Около 15 часов все опрошенные заметили, что баржа сильно накренилась на бок, а через 1,5 часа пассажиры почувствовали сильный удар баржи обо что-то и металлический скрежет. Проплыв еще немного, судно село на мель, а часть автомобилей оказалась под водой. Согласно акту служебного расследования и по заключению Печорского линейного отдела СУГМиРН, причиной подтопления баржи был выход состава за пределы судового хода. Установлено, что на момент выхода из пункта отправления баржа и теплоход «Плутон» находились в исправном состоянии. Затопление баржи произошло вследствие столкновения с подводным объектом, находящимся в непосредственной близости от судового хода. Из показаний И. Кургуза, капитана теплохода «Плутон»: «Недалеко от Данилова в 17 часов 40 минут он услышал металлический скрежет и удар об баржу. Он направил механика посмотреть. Через некоторое время ему сообщили о том, что носовой трюм стала поступать вода. Он сообщил команде, что разворачивает теплоход». Рассказывает Сергей Репка, владелец автомобиля, находившегося в тот злополучный рейс на пароме: «Пробоина появилась еще вечером 10 числа, когда сели на мель в районе реки Щугор. Один отсек был полностью заполнен водой. Я заметил это и пошел к механику. Они были поставлены в известность, что баржа пробита, за 4 часа до затопления. Подошли мы с механиком, один люк открыли, там вода заполнила уже две трети отсека, а второй люк не смогли открыть, потому что мешала стоящая машина. Они поставили помпу и стали откачивать из отсека воду. Вода шла прямо по барже и уходила за борт. Но сколько откачивали воды, столько и прибывало. Второй удар около Даниловки еще больше увеличил пробоину. Минута, две — и мы уже в воде. Капитан не увидел всей картины, ему обзор будка МАЗа перекрывала. Мы кричим: «Поворачивай к берегу!». А на судне погнуты рули, потому что на мель два раза садились, и он не мог резко повернуть, долго разворачивался». Но, по словам владельцев автомобилей, члены экипажа теплохода скрыли от следствия то, что именно пассажиры не только первыми заметили затопление носовой части баржи, но еще и долго убеждали членов экипажа в необходимости принятия мер по ее спасению. Установленная в конце концов помпа не давала эффекта, и Сергей Репка, владелец автомобиля Ford Fusion, будучи бывшим работником МЧС, еще за 40 минут до того, как баржа села на мель, сделал частный звонок товарищу, сотруднику МЧС РК, а за 20 минут сообщал о возможности затопления в Печору. Кроме того, подтопление баржи за три часа до происшествия было снято на видео. Опрошенный в ходе проверки Н. Карабанов, владелец а/м BMW, в показаниях сообщил, что лично он видел, что члены команды находились в состоянии алкогольного опьянения. По словам Владимира Даваева, следователя межрайонного следственного отдела на транспорте, на момент прибытия следственно-оперативной группы все были абсолютно трезвы, что подтверждает эксперт, входивший в состав группы. Но медицинское освидетельствование никто не проходил, а со времени происшествия до прибытия следователей прошло около 8 часов. Понятно, что за это время, особенно учитывая стрессовую ситуацию, протрезветь мог кто угодно. Таким образом, адекватность в действиях команды остается под вопросом. Рассказывает Владимир Даваев, следователь межрайонного следственного отдела на транспорте: «В наш отдел 14 октября поступило заявление от А.И. Павлова, владельца автомобиля Suzuki Grand Vitara. После рассмотрения материалов было принято решение отказать в возбуждении уголовного дела, поскольку в действиях капитана теплохода «Плутон» отсутствует состав преступлений, указанных в статьях 238 (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности) и 263 (нарушение правил эксплуатации на железнодорожном, воздушном и морском транспорте). 238 статья предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью человека, но в происшествии люди не пострадали. Тем не менее, в действиях виновных в подтоплении баржи лиц усматривалась 168-я статья УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности). И тогда материалы проверки были переданы по подследственности в Печорское ЛОВДТ». Однако и транспортная милиция отказала в возбуждении уголовного дела, не обнаружив в материалах состава преступления. Статья 168 предусматривает минимальный порог причиненного ущерба 250 тысяч рублей, но следователи разошлись во мнении, следует ли считать в совокупности суммы ущерба, причиненные автомобилям. В своем заявлении Павлов указал сумму материального ущерба -180 тыс. руб. с учетом амортизации. Кроме того, от других владельцев прокуратурой были получены сведения о размере ущерба, который был причинен их автотранспортным средствам. Вот лишь некоторые данные по результатам независимой оценки: а/м Ford Fusion, 2007 г.в., владелец Сергей Репка, сумма ущерба — более 152 тыс. руб.; а/м Ford Fokus, 2005 г.в., владелец Александр Миронов, сумма ущерба — более 138 тыс. руб.; а/м BMW-520i, 1999 г.в., владелец Николай Карабанов, сумма ущерба — более 246 тыс. руб. Все указанные суммы — с учетом износа автомобилей. Для двух сторон, оказавшихся в этом деле по разные стороны баррикад, последствия происшествия оказались различными. Печорским линейным отделом Северного управления Госморречнадзора РФ за ряд административных правонарушений директор ООО РТК «Печора» А.В. Канев привлечен к ответственности, и на него наложены штрафы в сумме 2500 руб., а капитану теплохода — в сумме 2000 руб. Теперь владельцы пострадавших автомобилей в гражданском порядке обращаются в суд, пишут претензии в транспортную прокуратуру. Они вправе требовать возмещения материального и морального вреда. И точку в этом деле ставить еще слишком рано.
Елена Мишенёва.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|