Если возникла аварийная ситуация Печорское время 25.09.2009
В жизни нередко случается так, что человек попадает в ситуацию, когда он не знает, как поступить. Он начинает предпринимать какие-то шаги, но, как правило, они не дают положительного результата, поскольку человек действует вслепую. Это касается любой сферы деятельности, в том числе жилищно-коммунальной: к кому обращаться, каким образом (письменно или устно), на какие законы ссылаться, как воздействовать на нерадивых исполнителей, предоставляющих те или иные коммунальные услуги. Именно об этом пойдет наш разговор с юрисконсультом ГУЗ РК «ЦВМиР ВВиУБД» Александром СУРОДЕЕВЫМ. И мой первый вопрос:
— Кому необходимо жаловаться на плохое качество коммунальных услуг?
— В первую очередь в саму организацию, которая оказывает услугу. Если организация не приняла мер по устранению нарушений, то можно обращаться в суд. Можно обращаться также в соответствующие надзорные органы (государственная жилищная инспекция, прокуратура).
— Как быть, если организация ЖКХ предъявила счет за перерасход воды за прошлые годы жильцам, которые в то время на этом месте не проживали?
— К сожалению, заблуждение о том, что долг по коммунальным услугам остается за квартирой и «переходит» к новому собственнику или пользователю очень распространено. Таким образом «заблуждаются» не только сами жильцы, но и работники коммунальных служб, а зачастую и юристы. Субъектом гражданских прав и обязанностей могут быть только лица: юридические (организации) и физические (люди). Только они могут быть должны либо им могут быть должны. Квартира может быть только объектом права, ее можно иметь в собственности, пользовании и т.п. Квартира «должна» быть не может. Если с вас требуют чужой долг; то логично в ответ сообщить об отсутствии у вас обязанности по оплате долга и не платить. Счет на оплату, направленный гражданину любой организацией ЖКХ, это только требование об оплате. Требование может быть и незаконным. Если же организация, которая осуществляет ведение лицевого счета, представляет сведения о наличии у гражданина «чужой» задолженности, и это влечет отказ какого-либо органа в предоставлении мер социальной поддержки, можно оспаривать такое действие в суде и требовать полного возмещения убытков.
— Какими способами можно защитить свои права в сфере ЖКХ?
— Способ защиты любого права зависит от вида нарушенного права. В сфере ЖКХ, как правило, характерным является нарушение права на получение потребителем качественной и своевременной услуги. Необходимо правильно определить, в чем заключается отклонение услуги от нормы, зафиксировать это отклонение (потребовать составления соответствующего акта) и предъявить претензию нарушителю права. Если он не устранит нарушение, то нужно обращаться в суд. Кроме этого, существует возможность отказаться от услуг недобросовестной организации и заключить договор с другой организацией, если поставщик услуг не является монополистом (как, например, поставщик электрической энергии).
Типичный пример нарушения прав потребителей услуг ЖКХ — это предъявление требований рядом организаций и предпринимателей по оплате ими якобы уступленных прав обанкротившимся МУП «Печоражилкомхоз». При этом я ни разу не смог добиться ни от одной из таких организаций документального подтверждения существования такого долга. Но многие граждане оплачивают долг, не понимая зачастую природу его образования.
— Какие законы позволяют привлечь к ответственности управляющие компании и их руководителей, если те оказывают услуги ненадлежащего качества?
— Это следующие законы: Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Федеральный закон «О защите прав потребителей», Кодекс РФ об административных правонарушениях, а в случае серьезных нарушений и Уголовный кодекс.
В частности, энергосбытовая компания иногда в счет погашения потребителями долга, который, по мнению компании, передан ей МУП «Печоражилкомхоз», самовольно засчитывает часть уплаченных абонентами за потребленную энергию денег То есть я оплачиваю по «платежке» в полном размере потребленную энергию, а у меня образуется за нее долг; так как компания самовольно «перекидывает» часть денег на погашение другого обязательства, которое я не признаю.
В некоторых случаях это приводит к приостановлению подачи энергии (отключению). Такие действия граничат с нарушением уголовного закона соответствующими должностными лицами компании.
— Как можно вернуть деньги за недополученные услуги ЖКХ? Должны ли жильцам делать перерасчет за недополученные услуги ЖКХ?
— Перерасчет за недополученные услуги ЖКХ предусмотрен законодательством. Обращайтесь с заявлением о перерасчете в соответствующую организацию.
— За чей счет должны меняться протекающие трубы в неприватизированной квартире?
— Поскольку речь идет о трубах в квартире, возможны два варианта:
Первый. Течь трубы, которая является общим имуществом дома (например, общий трубопровод водоснабжения, часть которого расположена в квартире). В этом случае, возможно, требуется частичная замена трубопровода (текущий ремонт) либо полная замена трубопроводов всей инженерной системы, то есть капитальный ремонт. Текущий ремонт общего трубопровода осуществляется управляющей организацией за счет собираемой с жильцов ежемесячной платы. Капитальный ремонт осуществляется за счет средств собственников квартир многоквартирного жилого дома.
Второй. Течь трубы, которая является имуществом собственника квартиры (в неприватизированной квартире это государство, субъект РФ или орган местного самоуправления). Ремонт должен производиться за счет пользователя (жильца), так как по договору найма он обязан осуществлять текущий ремонт квартиры и ее оборудования.
— Спасибо за полезную информацию.
Беседовала Тамара ЮРЧЕНКО.
_________________ Ночью, днем и поутру - "Я-ПЕЧОРЕЦ-точка-РУ"
Адрес электронной почты: VASmagin@mail.ru
|