https://komikz.ru/news/society/92648РОМАН КОЙДАН: «ГОССОВЕТ КОМИ МОЖЕТ БЫТЬ РАСПУЩЕН»Если вовремя не отменит скандальный закон о компенсациях многодетным семьям
Автор: Валерий Черницын 19:01. 31 мая, 2017
Как уже сообщалось, на минувшей неделе Верховный суд Коми вынес сенсационное решение: признать противоречащими законодательству и недействующими закон республики № 144 от 20 декабря 2016 года «О внесении изменения в Закон Республики Коми «Об образовании» и статью 3.1 закона № 92 от 6 октября 2006 года «Об образовании» в редакции от 20 декабря 2016 года. Верховный суд РК и без того нечасто отменяет республиканские законы, но случившийся прецедент ставит республиканский парламент перед неприятной необходимостью признать свою ошибку и исправить её, а дошкольные образовательные учреждения – перед будущими перерасчётами, которые коснутся многодетных родителей, вынужденных платить по-новому. То есть – без компенсаций со стороны государства.
Вкратце суть вопроса. Казна – и федеральная, и особенно республиканская – год от году неумолимо «худеет». Власти вынуждены искать способы экономии на издержках, и тут главным становится вопрос: что считать издержками? Правительство РФ постановило считать таковыми, в числе прочих, компенсации на содержание детей из многодетных семей в детских садах.
Искони (как только речь вообще зашла о подобных компенсациях) на восполнение расходов могли рассчитывать семьи с тремя и более детьми. То есть критерий был вполне арифметический, прозрачный и понятный. Федеральное правительство решило арифметику поверить алгеброй и предложило ввести новый критерий для начисления компенсаций: фактическая нуждаемость. Идеология нового подхода базируется на том, что благосостояние наших граждан ушло за последние, например, 15 лет далеко вперёд, и многие отцы и даже матери трёх и более детей вполне могут заплатить за детский сад без ущерба для своего семейного бюджета.
Здравое зерно, вероятно, в таком подходе есть, но, как это обычно и делается, да и положено по разделению обязательств между центром и регионами, именно последним правительство России любезно предоставило право решать, желают ли они воспользоваться новыми критериями.
Понимая, что это явно может вызвать недовольство многодетных родителей, воспользоваться предоставленным правом поспешили немногие регионы. А правительство Коми – воспользовалось. И провело в декабре прошлого года через Госссовет соответствующий закон.
Депутаты утвердили критерии нуждаемости семей и оставили соцпомощь только тем, чей среднедушевой доход не превышает полуторной величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Далее, вероятно, многие помнят угрозу родительского митинга в Сыктывкаре и аналогичную реализовавшуюся угрозу в Ухте. А ещё через некоторое время известный юрист Роман Койдан оспорил закон в Верховном суде республики, ссылаясь, между прочим, в первую очередь на то, что принятие закона сопровождалось нарушениями порядка рассмотрения такого рода документов.
Поэтому «Красное знамя» поинтересовалось у Романа Койдана деталями и возможными последствиями решения Верховного суда.
– Роман Васильевич, какие этапы и какую длительность предусматривает процесс рассмотрения законопроекта, согласно регламенту Госсовета?
– Этапы можно выделить следующие:
внесение законопроекта в Государственный Совет;
регистрация законопроекта в аппарате Госсовета;
направление законопроекта в комитеты Госсовета, Контрольно-счетную палату Коми, Общественную палату республики, при необходимости в правительство, министерства, иные органы и организации;
рассмотрение законопроекта в комитетах;
рассмотрение и принятие законопроекта на пленарном заседании парламента.
Что касается сроков, то в регламенте Госсовета указано, что законопроекты рассматриваются, как правило, не ранее 30 и не позднее 60 дней с момента их поступления в Госсовет. Речевой оборот «как правило» пронизывает весь регламент. То есть все указанные регламентом временные промежутки не являются обязательными для исполнения.
Однако если изучить этот документ и попытаться понять процесс нормотворчества, то становится очевидным, что минимальный срок подготовки законопроекта к рассмотрению не является формальным требованием. Он необходим в целях реализации статьи 66 регламента, в соответствии с которой аппарат должен успеть провести необходимые экспертизы, направить и получить заключения иных органов и организаций.
– Какова была реальная хронология рассматривавшегося закона?
– Реальная хронология удручающая.
5 декабря 2016 года за подписью Гапликова С.А. председателю Госсовета Дорофеевой Н.Б. уходит сопроводительное письмо с просьбой на ближайшем заседании рассмотреть законопроект. Спецпредставителем от Главы на заседании Госсовета назначена заместитель председателя правительства Н.А.Михальченкова. Сопроводительное письмо имеет входящий штамп Госсовета от 6 декабря 2017 года.
Информации о поступлении законопроекта в аппарат нет, однако в суд были представлены заключения на законопроект от правового управления и Контрольно-счетной палаты РК от 7 декабря и 9 декабря.
14 декабря происходят заседания комитетов, в том числе и в ответственном за законопроект – по социальной политике. Причем в ответственном комитете за один день проходит аж два заседания и имеется два протокола. На первом заседании обсуждается законопроект, который поступил в Госсовет от Главы, и депутаты голосуют по нему так: трое «за», трое «против», двое воздержались. Решение не принято.
Во второй половине дня в ответственном комитете полностью изменяется текст законопроекта, и решением комитета законопроект рекомендован к принятию сразу в двух чтениях в измененном виде (как указано в решении – «с согласованными поправками»).
15 декабря 2017 года депутаты принимают законопроект на заседании. 16 декабря из Госсовета он уходит на подпись Главе. 20 декабря подписан Главой, и в этот же день опубликован.
– Ответчики называют цифру экономии от 17 до 46 млн.рублей. Есть ли у вас данные об общих расходах на эти компенсации по 2016 году?
– На 2016 год расходы составили примерно 276 млн.рублей.
– Даёт ли решение Верховного суда право на гражданские иски или Госсовету просто следует скорректировать закон?
– Закон 144 и статья 3.1 Закона РК «Об образовании» признаны недействующими с момента введения в действие. После вступления решения суда в силу дошкольные образовательные учреждения обязаны самостоятельно произвести перерасчет всем гражданам, лишенным компенсации. Госсовет обязан привести закон в соответствие, в противном случае на на основании статьи 79 Конституции Республики Коми он подлежит роспуску.
Но, действительно, усматривается возможность подать иск о компенсации морального вреда любому лицу, чье право было нарушено.
***
Правовое управление Государственного Совета Коми уклонилось от комментариев решения Верховного суда. Однако близкие к аппарату парламента источники «Красного знамени», подчёркивая, что «всё произошло так, как и должно происходить в нормальном правовом государстве», прогнозируют возможное оспаривание решения в суде следующей инстанции.