По мнению минархстроя, «дамоклов меч» в виде аварийного жилья так и останется висеть над муниципалитетами06.11.2013 16:34
Депутаты Госсовета Коми со второй попытки допустили
коммунальную госпрограмму на согласительную комиссию перед принятием бюджета региона. 18 октября, напомним, состоялось слушание и обсуждение доклада по программе, парламентарии остались недовольны информацией и настояли на второй встрече. Во время двухчасового совещания разговор иногда переходил на повышенные тона, в основном по тем же темам, что и в октябре: аварийное жилье, строительство и газификация.
Госпрограмма по ЖКХ не случайно получила эпитеты «самая болезненная, трудноисполнимая, сложная». Депутатам понадобилось две встречи, чтобы получить ответы на свои вопросы и понять, что происходит - почему по многим статьям средства не освоены. Письменные ответы из минархстроя республики (их в списке оказалось 24) парламентарии получили еще на прошлой неделе, сегодня они заострили внимание на самых актуальных из них, в ряде случаев проявили понимание и дали свои рекомендации.
-
Сокращение существующего аварийного жилого фонда идет низкими темпами: на 1 октября средства по программе освоены на четыре процента. Какие перспективы выполнения программы до конца года? - спросили депутаты.
Министр архитектуры Валерий Кучерин ответил, что
пока переселены 15 жильцов одного аварийного дома в Печоре, но до конца года ожидается переселение еще 376 человек из 27 домов в трех муниципалитетах, где строятся восемь многоквартирных домов.
- На сегодня опасение вызывают два объекта – в Княжпогостском и Прилузском районах, где довольно низкая степень готовности домов. Но нас заверяют, что до конца года достроят, - сообщил министр. -
В каждом муниципалитете составлены планы-графики, определены места под застройку, взяты в разработку долгострои, по ним проводится корректировка проектной документации, чтобы до конца следующего года их достроить и людей переселить.
Всего по планам до 2017 года планируется переселить 8,5 тысячи человек, которые живут в признанных аварийными домах. На это будет направлено 5,2 миллиарда рублей, из них 70 процентов - это средства республики. Первый этап программы, рассчитанный на этот и следующий годы, предполагает переселение в новострой и во вторичное жилье 3 700 человек. Зампредседателя бюджетного комитета Иван Медведев усомнился, что такими темпами республика успеет выполнить заявленный план: если в этом году едва могут предоставить квартиры только 380 жителям республики, то в следующем году счет идет на тысячи.
- Сколько у нас аварийного жилья? Всяко не 3 700 человек надо переселять, а значительно больше. Проблема очень серьезная.
Над муниципалитетами висит «дамоклов меч» - признавать жилье аварийным и либо искать деньги на его снос, либо попасть под суд, - констатировал Иван Медведев.
- И этот меч остался, - подтвердил Валерий Кучерин. - Сегодня определение аварийного фонда находится в полномочиях муниципалитетов, но если до 2012 года по этому вопросу работала комиссия, то
сегодня признать дом аварийным может только специальная аккредитованная организация. Ситуация усугубляется тем, что
поменялась схема софинансирования: Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет только 30 процентов, у фонда больше денег нет, и в ближайшие год-два процент не повысят.
Регионы попали в вилы законодательства и нехватки финансов:
в программе по сносу могут участвовать только дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года, аварийного же жилья по факту значительно больше, и к 2017 году, как считают депутаты, во многих квартирах будет просто невозможно жить. К тому же велика вероятность, что люди, увидев, что программа по переселению работает, завалят жалобами все инстанции с требованием восстановить справедливость. Судя по ответу министра, инициативу и активность прежде всего нужно проявлять муниципалитетам - они должны проводить инвентаризацию жилья, выявлять аварийный фонд и вообще сделать эту работу системной. Помощь муниципалитетам в создании маневренного жилого фонда для расселения людей по линии минархстроя не предусматривается.
Не менее актуальна проблема строительства социальных объектов.
- У вас в ответе все красиво написано, вы ссылаетесь на федеральное законодательство и кодексы. В действительности же мне непонятно, почему мы теряем объекты, на которые выделены деньги, в том числе: бассейн в Воркуте, поликлиника в Сыктывкаре. Почему затягивается строительство, где контроль министерства в этом случае? Проекты прошли экспертизы, кто-то же подпись поставил, - возмутился Михаил Брагин.
Валерий Кучерин сослался на то, что заказчиком бассейна в Воркуте выступает муниципалитет, проект прошел межведомственную экспертизу, но надо выяснять, в чем причина - возможно, плохо посчитали смету.
- Со следующего года контроль за социальными стройками и финансирование переданы профильным министерствам, и мы вышли с инициативой, чтобы они вели контроль за эксплуатацией, а мы останемся органом, который будет курировать непосредственно техническую сторону - строительство, - предвосхитил вопрос о ведомственном переподчинении строек министр.
Иван Медведев предложил создать базу типовых проектов зданий, чтобы сократить затраты и лучше представлять себе, во сколько обойдется возведение того или иного объекта.
В очередной раз депутаты поудивлялись цифрам, предусмотренным в бюджете на обеспечение инфраструктурой земельных участков под строительство. Из ответа министерства следует, что в этом году в бюджете было заложено около 65 миллионов рублей, из них 22 миллиона распределено Сыктывдинскому району. На остальные средства проводится дополнительный отбор среди муниципалитетов.
- Ответ нас полностью не устроил, мы знаем, что освоения нет, скоро будет согласительная комиссия, мы попросим вас там отчитаться, - услышал министр. - Это мизерные деньги. Люди хотят строить, но для этого нужны дорога, вода, электричество. Если мы ваши 65 миллионов разделим на 20 муниципалитетов, получится 3,2 миллиона каждому. Что на эти деньги можно сделать? И участки не готовим, и из аварийного не переселяем, и не строим жилье эконом-класса. Как выйти из этого порочного круга?
Депутаты привели в пример массив в Максаковке, где землю выделили многодетным семьям: непроходимый лес без дорог и всего необходимого. Когда эти участки будут разработаны - неизвестно.
- Мы понимаем проблемы, - заявил Иван Медведев. - По уму надо было сначала загнать харвестеры, свалить лес, сделать дороги и свет протянуть, а потом отдавать людям участки. Конечно, это идеальный случай, но подход действительно надо менять.
Михаил Брагин поддержал коллегу: лучше потратить сейчас в пять раз больше на инфраструктуру и тем самым стимулировать жилищное строительство и снять социальную напряженность, чем потом искать пять миллиардов рублей на строительство и переселение.
Но и тут министр сослался на то, что
инициатива должна в первую очередь исходить от муниципалов: они должны представить проект на инженерную инфраструктуру для участков, под который можно было бы выделить деньги.Депутаты предложили поменять подход и к вопросу газификации. По словам Ивана Медведева, на следующий год программа газификации фактически ограничивается сыктывкарским микрорайоном Лесозавод. В этом году по программе из 160 миллионов рублей освоено лишь шесть. Если не принимать во внимание газифицированные города, то
уровень газификации республики составляет всего четыре процента, при этом амбициозных задач перед собой республика не ставит - на следующий год запланировано всего 30 миллионов рублей.
- Народ не понимает нас, и правильно. Давайте смотреть реально: мы никогда не проведем магистрали в отдаленные районы, это утопия. Надо строить завод по сжиженному природному газу - это еще и налоги, и рабочие места. Газовики были настроены на Европу, но там объемы потребления падают, так
давайте наращивать свое потребление. Спасем «Газпром» за его же деньги, - призвал Иван Медведев.
Валерий Марков выступил с обвинительной речью в адрес властей, которые до сих пор не ответили на его предложение пригласить в Коми представителей «Газпрома», готовых приехать на диалог. Депутаты согласились помочь инициировать приглашение - если не в этом году, то в начале следующего.
Отдельный вопрос касался застройки нового микрорайона между Сыктывкаром и Эжвой (жилой комплекс «Югыд-чой»). Проект предусматривает там строительство порядка 105 тысяч квадратных метров жилья (дома до девяти этажей), школы, двух детских садов. Участок передан в аренду на десять лет, проект планировки разработан Фондом жилищного строительства.
Депутаты атаковали министра вопросами по поводу инфраструктуры, количества квартир эконом-класса, а общественник Александр Щиголев развернул дискуссию по поводу создания жилищно-строительных кооперативов для разных социальных групп. Валерий Кучерин сообщил, что препятствий для образования ЖСК нет, как, впрочем, нет и заявок от желающих.
- Мы получили ответы те же, что и на первом заседании, знаем, что освоение идет слабо, а где-то и неудовлетворительно. Зато состоялся хороший разговор о том, что будем делать завтра, чтобы учесть ошибки прошлого и этого годов и постелить соломки на 2014 год, - прокомментировал Иван Медведев итоги совещания. - Мы будем выносить на согласительную комиссию вопрос о газификации, будем настаивать хотя бы на концепции, чтобы мы понимали, куда движемся. Принципиальных изменений по цифрам и мероприятиям в госпрограмме на следующий год не будет. Мы договорились, что на апрельской сессии пересмотрим остатки средств с этого года. Почему не осваиваются деньги? Разные причины, их много - и субъективных, и объективных. Где-то муниципалы не доработали, есть «проколы» и у чиновников, чего тут скрывать, где-то не удалось найти подрядчика, как в случае со строительством фельдшерско-акушерских пунктов (пять из них перенесены на следующий год).
http://www.bnkomi.ru/data/news/23593/Чиновники, желая спасти свою задницу от ответственности за бездействие по переселению людей из ветхого жилья, умышленно снижали количество ветхого жилья, превращая на бумаге аварийное жилье в пригодное для проживания. Тем самым они усугубили положение печорцев, проживающих в развалюхах, так как их "реанимированные" дома по состоянию до 01.01.2012 года не смогут войти в программу государственного финансирования при переселении из
ветхого жилья. Кого судить за такое вредительство?